Человек безумный

Тема в разделе "Бизнес и экономика", создана пользователем Buzer, 9 янв 2010.

  1. [​IMG]
    Нобелевским лауреатом по экономике в этом году стал не совсем обычный ученый. Дэниел Канеман всю свою жизнь посвятил опровержению главного тезиса экономической теории — о рациональности человеческого поведения. Дав ему премию, экономисты фактически извинились за то, что последние 300 лет морочили людям голову.
    Вся современная экономическая наука основана на постулате, сформулированном еще в XVIII веке философом-утилитаристом Иеремией Бентамом. Он утверждал, что человек непрерывно занят процессом "калькуляции блага", то есть пытается вычислить наиболее выгодный для себя тип поведения, подсчитывая все положительные и отрицательные последствия своих решений. Именно этот взгляд на человека лежит в основе идеологии капитализма с его стихией свободной конкуренции, а также в основе западной рационалистической этики. В середине прошлого века принцип "калькуляции блага" трансформировался в принцип "максимизации ожидаемой полезности". То есть от человека ожидается, что каждый раз он будет учитывать не только все положительные и отрицательные последствия своих действий, но и вероятность их наступления. Например, покупая автомобиль, он будет учитывать его стоимость, удовольствие от быстрой езды и завистливых взглядов знакомых, а также вероятность кражи, аварии, стоимость ремонта и т. п.
    Разумеется, экономисты знают, что люди не всегда ведут себя подобным образом. Но любые отклонения от этого принципа рассматриваются как случайные и не влияющие на общую картину. Если человек вдруг решил продавать товар себе в убыток или платить работникам огромную зарплату просто потому, что они приятные люди, пусть пеняет на себя: такого идиота стихия рынка вытеснит на обочину экономической жизни. Большинство же людей, которым удается преуспеть в жизни, блюдут собственные интересы и ведут себя рационально. Например, известно, что Бенджамин Франклин перед принятием любого важного решения производил "калькуляцию блага", аккуратно выписывая в две колонки все за и против.
    У этой модели есть один серьезный недостаток: для принятия рационального решения человеку требуется доступ ко всей информации о последствиях своих действий, а также неограниченное время для обработки этой информации. Обычно ни того ни другого у нас нет: мы не только не располагаем полной информацией, но часто умудряемся игнорировать даже те сведения, которые нам доступны. А все потому, что "человек рациональный" — не более чем благодушная выдумка философов XVIII века. Реальные решения принимаются в соответствии с законами, не имеющими ничего общего с идеалом homo oeconomicus.

    Сложение и вычитание
    Более 20 лет назад в одном из самых престижных экономических журналов — "Эконометрика" — появилась статья психологов Эймоса Тверски и Дэниела Канемана "Теория перспектив: анализ решений в условиях риска". Эта статья до сих пор часто цитируется экономистами, хотя с точки зрения психологов она достаточно тривиальна. В ней всего лишь говорится: вместо того чтобы утверждать, что люди ведут себя рационально, может быть, стоит выяснить, как они на самом деле себя ведут? Это ведь несложно. Достаточно провести несколько простых экспериментов.
    Например, вы утверждаете, что человек принимает решение, сопоставляя все плюсы и минусы. Хорошо, вот вам ситуация. Представьте, что вы — президент и у вас в стране эпидемия неизвестной болезни, от которой могут умереть 600 человек. Ученые подготовили две альтернативные программы борьбы с эпидемией. Если принять программу А, будут спасены 200 жизней. Если принять программу В, существует один шанс из трех, что все 600 человек будут спасены, и два шанса из трех, что спасти не удастся никого. Большинство испытуемых (72%) в эксперименте Канемана и Тверски выбрали программу А. Они подумали: "Программа А гарантирует спасение 200 человек, а программа В играет жизнями людей, словно фишками в азартной игре, причем шансы на спасение всех невелики: всего один к трем".
    Теперь возьмем другую группу испытуемых и тоже предложим им поиграть в президента. Для них дилемма формулируется следующим образом. Если принять программу А, умрут 400 человек. Если принять программу В, существует один шанс из трех, что не умрет никто, и два шанса из трех, что умрут все. На этот раз 78% испытуемых выбрали программу В. Они рассуждали так: "Не могу же я хладнокровно обречь на смерть 400 человек. Надо дать людям шанс".
    Разумеется, обе группы испытуемых решали одну и ту же задачу. Откуда же такая огромная разница в решениях? Канеман и Тверски показали, что люди гораздо чувствительнее к потерям, чем к приобретениям: боль от потери двадцати долларов переживается острее, чем радость от их получения. Принимая решение, мы, конечно, можем подсчитать в столбик все плюсы и минусы, но столбик с минусами всегда будет весомее, чем столбик с плюсами. Поэтому для нас важна не столько объективная информация, сколько формулировка альтернатив. Например, чтобы заставить людей установить в своих домах дорогостоящую систему теплоизоляции, им можно объяснить, сколько они смогут экономить на оплате счетов за отопление, и они занесут эту цифру в колонку своих будущих плюсов. В этом случае на установку теплоизоляции соглашается примерно треть домовладельцев. Если же объяснить им, сколько они ежегодно теряют, отапливая за свои деньги улицу, они занесут свои потери в колонку с уже имеющимися минусами и число желающих раскошелиться увеличится вдвое.

    Теория вероятностей
    Однако проблема оценки будущего блага и вреда — не единственная. У людей возникает еще больше сложностей с учетом вероятности событий. Канеман и Тверски продемонстрировали это в серии остроумных экспериментов. "Выберем одного случайного человека из популяции. Этот человек интересуется политикой, любит участвовать в дебатах и жаждет появляться на публике. Кто он, скорее всего, по роду своих занятий: продавец или член парламента?" Большинство людей, которым задавался этот вопрос, отвечали, что, скорее всего, этот человек — член парламента. Хотя, если рассуждать рационально, у случайно выбранного человека гораздо больше шансов оказаться продавцом — просто потому, что продавцов больше, чем депутатов.
    Но может быть, люди просто не поняли задачу и им надо напомнить о необходимости учитывать вероятностную информацию? Исследователи так и сделали. Они предложили студентам математического факультета университета Орегона следующую задачку. "Возьмем группу людей, из которых 70% инженеры, а 30% — адвокаты. Одного из этих людей зовут Фрэнк. У него за плечами два развода, большую часть свободного времени он проводит в загородном клубе. Любимая тема его разговоров в баре — это сожаления о том, что он пытался следовать советам отца и грыз гранит науки вместо того, чтобы научиться ладить с собственными женами. Вопрос: какова вероятность того, что Фрэнк — адвокат, а не инженер?"
    Подавляющее большинство студентов решили, что Фрэнк — адвокат, несмотря на четкую информацию о пропорциях адвокатов и инженеров в группе. Они просто проигнорировали эту информацию. Им было достаточно того, что по описанию Фрэнк больше похож на типичного адвоката, чем на типичного инженера.
    Этот способ судить об объекте, сравнивая его с неким типичным представителем и пренебрегая другой важной информацией, Канеман и его соавтор назвали "эвристикой репрезентативности". Эта эвристика, то есть мгновенный, интуитивный способ принятия решения, заставляет нас рассуждать вопреки всякой логике. Еще одна задача, которая иллюстрирует этот способ суждения, вошла во многие учебники как задача о Линде.
    "Линде 31 год. Она замужем, искренна и полна оптимизма. В колледже ее специализацией была философия. В студенческие годы она живо интересовалась вопросами дискриминации и другими социальными проблемами, участвовала в демонстрациях против ядерного оружия. Основываясь на этом описании, оцените, какой из двух выводов вероятнее: а) Линда — кассир в банке, б) Линда — кассир в банке и активистка феминистского движения".
    Все испытуемые, принимавшие участие в эксперименте, изучали теорию вероятностей в колледже. Они прекрасно знали, что сочетание двух событий не может быть более вероятным, чем каждое из событий в отдельности. Тем не менее подавляющее большинство испытуемых выбрали вариант "б" — просто потому, что Линда соответствует стереотипу феминистки.

    Закон малых чисел
    То, что люди предпочитают игнорировать информацию о вероятности и судить о других людях в соответствии с собственными стереотипами, еще полбеды. Гораздо хуже, что они пытаются анализировать ситуацию в соответствии с вероятностными законами, при этом абсолютно их не понимая. Канеман и Тверски задавали вопрос: "Какова вероятность того, что в роддоме на десять коек и в роддоме на тысячу коек в данный конкретный день родится 60% мальчиков". Испытуемые называли одинаковые цифры, хотя, согласно статистическому закону больших чисел, чем больше число независимых наблюдений, тем меньше вероятность отклонения от среднего. То есть из 10 младенцев шестеро вполне могут оказаться мальчиками, а 600 из тысячи — уже вряд ли.
    Тем не менее люди склонны судить о единичных событиях так, как будто имеют дело с большими выборками. Канеман и Тверски назвали эту особенность "психологическим законом малых чисел". В соответствии с этим законом очень часто поступают люди, играющие в азартные игры со случайным исходом. Проиграв один раз, человек рассуждает так: "По теории вероятностей, в следующий раз я должен выиграть". Но никакая теория вероятностей этого не утверждает. Она лишь утверждает, что если бросать монету бесконечное число раз, в половине случаев выпадет орел, а в половине — решка. А что выпадет в данную конкретную минуту, не знает никто.
    Другое следствие закона малых чисел — мы видим закономерности там, где их нет. Например, если в течение двух лет подряд один торговый агент показывает более высокие результаты, чем другие, его обычно награждают премией и ставят в пример остальным. Впоследствии у этого агента вполне может случиться неудачный год и его результаты окажутся несколько хуже средних показателей. Но начальник обычно игнорирует случайные колебания. Он думает: "Ну вот, я его перехвалил". И начинает ругать подчиненного, после чего его показатели, вполне вероятно, вернутся к средним значениям. Это произойдет не в результате усилий продавца и не благодаря мудрому руководству начальника, а в соответствии со статистическим законом возврата к среднему.
    Канеман и Тверски показали, что в тех видах деятельности, где велика роль случайности, мы обычно чувствуем себя наказанными за поощрение других и поощренными за их наказание. Действительно, похвалив агента за успехи, менеджер раскается, когда дела у агента пойдут хуже. А отругав за неудачи, через некоторое время убедится, что был прав, так как его результаты вернутся к среднему уровню. Этому "мудрому" правилу часто следуют школьные учителя и воспитатели, по опыту зная, что, если ученик получает одни пятерки, рано или поздно он на чем-нибудь срежется. А тот, кто учится на двойки, вполне может иногда получить и более высокую оценку. Придерживаясь правила: "Вовремя отругать отстающего и не перехвалить отличника",— они почти всегда убеждаются в своей правоте.

    Доступность информации
    Несмотря на то что вероятность погибнуть в автокатастрофе в 26 раз выше, чем вероятность крушения самолета, большинство людей уверены, что авиаперелеты опаснее езды на автомобиле. А все потому, что об авиакатастрофах всегда сообщают в новостях, сопровождая сообщение впечатляющими кадрами. Информация же о погибших в ДТП обычно представлена сухими цифрами и хуже запоминается.
    Психологам хорошо известна следующая закономерность: мы считаем более вероятными те события, которые легче извлекаются из памяти. Обычно это какие-то яркие события, вызвавшие у нас сильные эмоции. Лучше всего запоминается то, что произошло с нами самими или с кем-то из наших знакомых. Поэтому человек, лично знающий кого-то, пострадавшего от ограбления, обычно выше оценивает вероятность стать жертвой преступления, даже если ему точно известна соответствующая статистика.
    Канеман и Тверски провели несколько экспериментов, иллюстрирующих влияние доступности информации на наши суждения. В 1974 году, когда новости начинались с сообщений о гражданской войне в Камбодже, они задавали испытуемым вопрос: в какой стране живет больше людей: в Камбодже или в Танзании? Население Танзании в три раза превышает население Камбоджи, но респонденты, недавно видевшие телесюжет про Камбоджу, отвечали, что там живет больше народу. Еще один вопрос: "Буква 'k' чаще бывает в слове первой или третьей?" Большинство отвечает "первой", хотя на самом деле в английском языке буква "k" в три раза чаще встречается как третья буква в слове. Однако слова, начинающиеся на "k", приходят в голову быстрее, чем те, в которых "k" находится в середине. "Доступность эвристики" — еще один способ, с помощью которого человек систематически пренебрегает рациональностью.

    Наука и религия
    Это лишь немногие из огромного числа экспериментов, проведенных Дэниелом Канеманом вместе с его постоянным соавтором Эймосом Тверски, скончавшимся в 1996 году, а также вместе с другими учеными. Все эти эксперименты строго и последовательно опровергают экономический постулат о том, что люди способны на рациональные суждения и рациональные поступки. Благодаря этим исследованиям экономисты поверили в то, в чем большинство психологов и так не сомневалось: люди ведут себя не столько в соответствии с расчетом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, воспоминаний, стереотипов и предрассудков.
    Значит ли это, что экономическую науку, основанную на принципе рационального поведения, теперь придется отменить? Ни в коем случае. Просто, как и многие другие понятия экономической теории, принцип рациональности описывает не то, что есть на самом деле, а некую идеальную модель. Наука экономика в сегодняшнем мире фактически заменила религию. Население большинства стран буквально молится на биржевые индексы и, затаив дыхание, слушает мнение экспертов, предсказывающих экономические подъемы и спады. В этой религии принцип рационального поведения играет роль этического предписания. Мы должны вести себя рационально, а все закономерности, описанные Канеманом,— не что иное, как наши грехи и слабости, с которыми мы должны бороться. И Нобелевская премия, которую ему присудили, может рассматриваться как своего рода жест покаяния. Вроде как мы признаем: "Каюсь, грешен, запутался в собственных предрассудках, статистику в институте недоучил. Впредь обещаю исправиться и вести себя рационально". Но следовать этому принципу вряд ли будет легче, чем соблюдать все ранее придуманные заповеди.
    Ъ-Власть - Человек безумный
    http://www.riskland.ru/lib/kahneman.shtml
     
    5 пользователям это понравилось.
  2. Блин, за что только премии не дают.. пойти доказать что ли, что 2х2=4))...
     
  3. Experience, Канеман как раз опровергнул что 2х2=4. Тобишь зависимость спроса и предложения исходя из цен, основной постулат экономики.
    Когда сможешь опровергнуть 2х2<>4 думаю обязательно дадут.
     
  4. Я в том смысле, что нерациональность человека не надо доказывать, это очевидно, как дважды два)

    А я за доказательство очевидного получить хотела))
     
  5. Для меня очевидно, что время для каждого человека в одной и той же физической среде течет не одинаково, тем не менее физикам это хрен докажешь.
     
  6. А ты пытался?))
    Oтносительность времени была Энштейном озвучена.

    http://www.maths.ru/3-4-4.html
     
  7. Тщеславия не хватает.

    Относительность по отношению к скорости в пространстве, а не субъективному восприятию. Давай прямо скажем люди пытаются загнать себя в рамки тупого измерительного прибора - хронометра. Даже эксперимент проводился по часам, но часы привязаны к физическим явлениям природы, а не восприятию времени человека, которому призваны служить. Следовательно человек раб часам, а не часы человеку.) Ну не бред.
     
  8. И к субъективному тоже, по моему это он говорил, что сидя на раскалённой сковородкe минута покажется вечностью, а рядом с любимой вечность - минутой. (за достоверность цитаты не ручаюсь, но смысл аналогичный)
     
    1 человеку нравится это.
  9. Зачем тогда часы и формулы?)
    Мне ирония Энштейна тоже очень нравится, только фраза к самой теории отношения не имеет. Юмор для репортеров.
     
  10. Это изменение течения времени взависимости от других факторов, скорость или/и гравитация.

    Конечно, человек же не рационален, потому и закономерность в его поведении никак не выявить)) следовательно расчёты по замедлению времени, к человеку применимы только внешне... типа, почему человек ездящий на машине, менее стареет чем тот, кто ходит пешком))
     
  11. Подожди время имеет смысл только для людей, потому что являются условно обговоренной единицей бессмысленой нарезки называемой секундой. Но для природы такой нарезки просто не существует и времени тоже. Существует только скорость процессов в ней происходящих, которая не равномерна. Следовательно время - абстрактная физическая величина принятая для измерения скорости физических процессов, которой в реальности нет. Надо было в педивикию слазать наверняка тоже самое)

    Почему бы не привнести в жизнь толику здравого смысла? Собственно Канеман думаю именно этого и добивался) Мы знаем кучу информации о окружающем мире, добрались до атомов, уподобились богу пытаясь произвести еще больше разрушительной энергии, забыв по сути что ушли не далеко от обезьян в поведении причем все знают очевидность этого факта и закрывают глаза дескать обезьяна с гранатой страшна, а с водородной бомбой - нет и по прежнему игнорируют исследования мозга и поведения. Что вместо риска себя уничтожить пытаясь экстенсивно создать больше энергии, можно просто думать прежде чем энергию выбрасывать на ветер.
    Это к тому что человек не готов пока пользоваться знаниями об окружающем, предварительно не исследовав и рационализировав собственное поведение. Да собственно статью Капицы в другой теме скидывал.
    Блин ваще не помню о чем разговор))
     
  12. Собственно признаю что для людей как исследователей физических явлений время имеет смысл в это был не прав.
     
  13. Замечательная статья.

    Для меня это имеет огромный смысл, ибо так или иначе в институтах и университетах студенты понимают, что та же теория вероятностей имеет мало применений в реальной жизни, статистику вообще называют "первой ложью". То есть люди понимают бредовость, но все равно ссылаются на неё. А тут, поди ж ты, нашелся человек который эту бредовость обосновал и рационализировал.
    То что человек не рационален понимают все, а обосновал это Дэниел Канеман. Меня всегда впечатляла способность людей видеть очевидное.
    Дениэлу +500
    Вано +1 за статью:smile:
     
  14. Здорово!.. И нечего добавить. Идею иррациональности применили в данном случае к экономике, но также ее зерно светится и во всех других областях. Можно подумать, что несмотря на весь накопленный опыт, знания, прагматизм, человек все же иррационален по своей природе. И посещает мысль о том, что человечество в целом - достаточно рационально. Ведь оно строит дома, добивается успехов в технологиях, развивает культуру, но при все при этом выдерни одного из стада, и он покажет не то, что обратные процессы, а некое мышление, отличающееся от какой-то правды. Нет, от эмоций, предрассудков, страха можно не то, что избавиться, а можно просто считать, что избавился и постоянно себя уговаривать в этом. Ведь психологи часто говорят, что человек только производит впечатление умного, доброго, злого... А на самом деле все может быть немного не так - не знает многого, но умеет это скрыть, вымещает накопленное зло на ком-то, чем-то или за яростью скрывается младенец. В общем, правильно присудили премию и вообще...))
     
    1 человеку нравится это.
  15. То есть если человек ни кого не бросается, значит чтой-то скрывает? А если рвет и мечет - просто непосредственное дитя.))
    (Он тайно вымещает ярость на ком-то другом)).

    Шутка с долей шутки. )
     
    1 человеку нравится это.
  16. Вот скажи мне, Настя, ты меня знаешь?)) Я тебя - нет. Не потому, что мы, типа, мало общались или даже много. Дело все в том, что бросив взгляд на человека, я не могу судить о нем как, например, Шерлок Холмс. У меня будут выводы, но посредственные. Человек - это одновременно - и глубина, и заросли, и тина, и дно. Я правильно запятые расставил?))))
     
    1 человеку нравится это.
  17. "Ты бы заговорил по другому, если б узнал меня чуточку поближе" (Донна Роза))

    А дальше понятно. Вместо тире запятых побольше нуна было. ))


    Но насчет "за яростью скрывается младенец" - это мне все равно не айс. Мы как бы стремимся и всё такое ... )

    Ты привел пример на уровне форумов, так на протяжении месяцев общения и наблюдения примерно можно прогнозировать, что от человека (ника) можно ожидать. Все же зависит от поставленных задач. Если кто-то хочет сойтись поближе и показать , каков он "в жизни", то почему нет.
    А в реале, бывает, и через годы человек может преподнести сюрпризы.
    Мы сами себя до конца не знаем. )
    Получается, что ты прав, что ли ... :donkknow:
     
    1 человеку нравится это.
  18. Так это ж не всегда. За яростью может скрываться вообще кто угодно. Тот, кто мне скажет, что он полностью себя знает, может рассчитывать на то, что я сниму перед ним шляпу и угощу пивцом, а потом стану расспрашивать.
    Частично прав.))
     
    1 человеку нравится это.
  19. И параллельно, как Шерлок Холмс, снимать инфу: ага, эта сво ... четыре раза была замужем, и у нее трое детей - двое в Пензе и один на Камчатке. Ну и т.д. ))
     
    1 человеку нравится это.
Общение на MLove.ru