Serious Sam

Тема в разделе "Компьютеры и софт", создана пользователем Kamaris, 31 авг 2005.

  1. Ну как я мог забыть?

    Сколько экшенов без претензий на интеллектуальность (реалистичность, революционность) мы видели за последние пару лет? Фактически ни одного (малобюджетные поделки в расчет не берем). Вспоминается разве что KISS, не заслужившая особой любви по тысяче причин. В современных экшенах первобытная радость от убиения толп монстров подменяется напряженным высиживанием в засаде с взвешиванием всех вариантов; вместо лобовых атак с мощным стволом в руках приходится ползать в темноте, боязливо оглядываясь по сторонам - а вдруг заметят? Интересно, не спорю, но надоело до чертиков - как хочется достать старый верный шотган и часок-другой пострелять по ревущим монстрам, не забивая голову всякой чепухой... Но не положено. "Какие монстры? Посмотрите лучше, какую потрясающую систему управления героем придумал наш консультант, многоопытный прапорщик Криворуков! Передвигаться стало так сложно, что врагов мы решили убрать вообще - они только отвлекают от увлекательного процесса" - возбужденно кричат разработчики. Только и слышишь, что "у нас все как в жизни и даже еще круче!". А если я не хочу "как в жизни", если я хочу от всего этого отдохнуть и расслабиться в теплой компании злющих монстров?..
    Ностальгия по старым временам, как оказалось, мучила не одного меня. Доселе малоизвестная хорватская компания Croteam, следуя заветам старины Doom'а и тоже порядком уставшая от "интеллектуальности", наконец-то закончила работу над своей долгожданной игрой Serious Sam: First Encounter ("Крутой Сэм: Первая кровь" в локализации от 1C/"Логрус". Мы долго ждали "Сэма", тщательно отлавливая любые крохи информации, с удовольствием поигрывая в тестовые демки и любуясь на красивые скриншоты. Ждали не напрасно, ибо игра получилась на славу. Старая школа!


    Серьезный сюжет.
    В самом начале двадцать второго века человечество нашло в Египте следы иной цивилизации, прилетевшей на нашу планету еще в незапамятные времена. Открытие так взволновало умы научных работников, что на поиск той самой цивилизации были брошены все силы человечества, исколесившего все закоулки вселенной в поисках внеземного разума. В конце концов пришельцев из другого измерения нашли, только торжественной встречи с цветами и шампанским не получилось - вместо этого инопланетяне принялись планомерно уничтожать драгоценных землян, захватывая одну звездную систему за другой. Орды захватчиков движутся по направлению к Земле, поставив под угрозу сам факт существования нашей цивилизации. Есть лишь один человек, способный остановить вторжение - Сэм Стоун по кличке "Крутой Сэм", уже успевший аннигилировать не одну тысячу мерзавцев. Проблема в том, что монстров много и они плодятся, как кролики, а Сэм один. Шансов на победу нет, даже Сэму ничего не светит в этой войне. Но тут светлые умы вспомнили про найденный на раскопках артефакт, имеющий какое-то отношение к путешествиям во времени. На скорую руку проведенные испытания показали, что таинственный агрегат работает, а у человечества появился неплохой шанс раз и навсегда разделаться с захватчиками. Ведь если кто-нибудь отправится в прошлое и разберется с инопланетянами там, то возникшие в будущем проблемы разрешатся сами собой. Наши потомки не стали долго гадать, кого же отправить в древний Египет. Сэма выдернули из очередной заварушки, проинструктировали, снабдили бортовым компьютером и заботливо выбросили к пирамидам и Сфинксам. С этого момента будущее цивилизации переходит в наши умелые руки.
    Сюжет, как видите, выдержан в лучших традициях жанра. Такая история идеально подошла бы к добротному кинобоевику - ничего лишнего, есть крутой парень Сэм и есть толпа мерзких пришельцев, причем вторые в этом списке явно лишние. Впоследствии нас будут потчевать небольшими анимационными вставками на движке и умеренными порциями текста, поясняющими развитие сюжета, но все эти вещи являются строго опциональными. Не хотите - не читайте, не ради сюжетных перипетий задумывалась игра.


    Мясо по-египетски.
    Очутившись в Египте, выслушав мудрые советы компьютера и всласть налюбовавшись на местные красоты (о которых после), Сэм отправляется в туристический поход по наиболее примечательным местам. Пирамиды, храмы, пустыни, подземелья - все это нам предстоит пройти на своих двоих, попутно очистив местность от инопланетных тварей. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с игрушкой - это ураганный геймплей, не замутненный никакими посторонними элементами. За каждой пальмой, за каждым поворотом дороги притаились монстры, мечтающие разорвать нас на части, затоптать или расстрелять. Только отправишь к праотцам партию гадов, как на ее месте материализуется следующая; только откроешь дверь, как из нее попрут мерзавцы - никаких передышек и задумчивой беготни по пустынным просторам. "Как-то здесь слишком уж тихо", - говорит наш герой, и в следующую же секунду навстречу Сэму радостно выбегает куча зверья. Поголовье оппонентов временами превышает все разумные пределы. Куда ни сунешься - везде враги, пальцы устают от постоянного нажатия на спусковой крючок, а они все прут и прут... Это вам не Unreal, где на уровень приходился десяток-другой толстых Скаарджей, здесь нас ждут сотни и тысячи теплых дружеских встреч. Даже KISS, которая прославилась именно густой заселенностью уровней, и рядом не валялась - такие безумные количества монстров можно встретить лишь в уже забытых сайд-скроллерах. Только не подумайте, что непрерывная пальба по всему, что движется и шевелится, напрягает - совсем наоборот, хочется еще и еще! Появлению на горизонте свежей партии монстров радуешься, как ребенок, пока их не становится слишком много и не приходится загружать старый "сэйв ". К счастью, особым умом ребятки не отличаются - просто прут прямо на нас, громко топая и издавая устрашающие звуки. Но зато их много, очень много.

    Зоопарк монстров превосходит самые смелые ожидания - таких созданий вы больше нигде не увидите! Одноглазые твари, напоминающие ожившие пеньки с руками и ногами; лава-големы, переливающиеся на солнце и размножающиеся под вашими выстрелами (отстреливаем кусок - он оживает и превращается в такого же гада, только размером поменьше); безголовые гуманоиды, в руках держащие недостающую часть тела; лягушки-мутанты размером с бульдога, сотнями падающие на наши головы; четырехрукие монстры, плюющиеся самонаводящимися зелеными шарами; полуобнаженные девушки с крыльями и острыми когтями; гигантские скорпионы-пулеметчики; шагающие на двух ногах биомехи со встроенными лазерами и ракетными установками, неуловимо напоминающие роботов из MechWarrior; бьющие электричеством рыбы - всего около двадцати видов оригинальных монстров. Больше всего меня впечатлили камикадзе - безголовые (в прямом смысле слова!), голые по пояс мужики, со страшным криком бегущие прямо на нас, сжимая в руках бомбы. Дикий крик на первых порах здорово дезориентирует - как услышишь громовое "АААААааа", начинаешь метаться по сторонам в поисках его источника и обязательно поймаешь фанатика широкой спиной, теряя драгоценное здоровье. А тут еще пяток-другой таких же безумцев приближается... Зато если подбить средневекового террориста на расстоянии, есть шанс достать взрывной волной его собратьев, разгуливающих неподалеку. Не менее здорово сделаны быки-оборотни - огромные жирные твари, тупо несущиеся в нашу сторону, выставив мощные рога. Такой подцепит - мало не покажется. И забросит черт знает куда, и энергии отнимет. В случае повышения концентрации поголовья рогатого скота на единицу территории можно и вовсе превратиться в "мячик", весело перекидываемый "волейболистами" по всему уровню. Приходится изображать из себя заправского тореадора - выстрелил в лоб, отскочил, развернулся и опять выстрелил. Но самое веселое - это направить парнокопытного прямиком в яму с шипами или натравить на толпу врагов. Можно придумать и совсем дикие способы "применения" адских созданий - как вам идея рокет-джампа "по-египетски"? Попав под раздачу, можно залететь на ранее неприступные высоты и оттуда без лишних проблем перестрелять глупых животных ракетами - только так я смог пройти последний этап игрушки, где число рогатых измеряется сотнями.

    Отдельного разговора стоят боссы. Число их невелико, но сражение с каждым из них - это песня. Воздух накаляется от циркулирующих сгустков энергии и летящих лучей лазера, ракеты и патроны кончаются слишком быстро (приходится буквально бросаться с шашкой на танк), а гадина ростом в пару сотен метров еще и придавить, как таракана, норовит. А как впечатляюще смотрится последняя битва! Только так и никак иначе должен выглядеть уважающий себя "главный". Сражаться с демоном придется не раз, все время стрейфясь (наши орудия против такой горы мышц и злобной дури выглядят игрушечными водяными пистолетиками), пока порождение сумасшедшего фараона не перекроет могучим телом единственный выход с карты. Не буду портить "сюрприз" - сами все увидите. Иногда вместо одной жирной твари на нас напускают ядовитых "лягушек", выскакивающих из каждой щели, падая на голову и прыгая в лицо. Казалось бы, ничего сложного (правильно готовить пищу гурманов мы научились еще в Daikatana), но их сотни и тысячи... к концу сражения помещение зеленеет от мерзких разводов, оставшихся на полу, стенах и потолке от пристреленных мутантов. Но впечатления от всех этих существ меркнут по сравнению с тем, что творится на некоторых отдельно взятых картах. Внимательный читатель наверняка заметил, что самое частые слова в статье - это "сотни", "тысячи", и прочие количественные характеристики врагов. Подсчитать число встреченных в бою монстров нереально, если не смотреть на подробные статистические раскладки, появляющиеся после каждого пройденного этапа, но через некоторое время к этому привыкаешь. А потом настает очередь Метрополиса.

    Что тут творится - мама родная... Гром копыт быков оглушает, от топота скелетов дрожит экран, от обилия человекообразных тварей мельтешит в глазах, а стаи "птичек" своими полигональными прелестями закрывают слепящее солнце. Услужливый компьютер сразу предупреждает, что они попытаются остановить нас всеми силами, но кто же знал, что их будет СТОЛЬКО? Винтовка не успевает перезаряжаться между выстрелами, пулемет нагревается настолько, что норовит обжечь руки, а от взрывов ракет сворачиваются в трубочки уши. И эта толпа визжит, рычит и орет, грозя унести с собой последние остатки разума. Челюсть падает на клавиатуру, больно придавив левую руку; хочется закричать, как те безумцы с бомбами, забиться в припадке восторга и вместо любимой мышки схватить в руки настоящий пулемет, поливая экран долгими очередями свинцовых подарков. Адреналин литрами впрыскивается в кровь, руки предательски дрожат, а в голове крутится только одна мысль, написанная метровыми буквами на пыльном полу: "Круто!" Для описания обуревающих в эти моменты чувств у меня не осталось подходящих эпитетов, поэтому скажу кратко - это просто супер! Если вы не видели Метрополис, считайте, что в настоящие шутеры вы не играли. Когда кости последнего бодрячка-скелета исчезнут под лучами солнца, когда валяющиеся повсюду перья, хвосты и копыта уйдут в небытие, оставив нас стоять с выпученными глазами перед распахнутым входом в храм, понимаешь, что любишь эту игру. Дыхание возвращается к своему нормальному ритму, кровавая пелена спадает с глаз, а барабанная дрожь пальцев проходит, уступая место счастливому успокоению. Кажется, что теперь мы познали все, пройдя это крещение боем, что в дальнейшем наш путь превратится в легкую прогулку с шотганом наперевес. Как я ошибался... Есть еще одно кровавое испытание на прочность - карта "Великая пирамида", дьявольское порождение гениальных разработчиков. Поначалу - уровень как уровень, в меру сложный, в меру насыщенный действием. Но потом, когда добираешься до огромной квадратной арены, слышишь предательский стук закрывающейся двери и подозрительный гул, от которого трещит земля, испытанные в Метрополисе чувства возвращаются вновь. Отразить первую атаку диких скелетов не столь сложно - благо, рядом валяются аптечки и рюкзачки с амуницией, но потом... потом на арену с диким воем выбегают быки. Сколько их здесь - не знаю, но их вполне хватит для того, чтобы втоптать в каменный пол десятерых Сэмов! Когда прямо на тебя несется стадо одуревших животных, когда они подбегают на расстояние прыжка и ты с воплем отскакиваешь в сторону лишь для того, чтобы оказаться распятым на рогах у подбежавшей сзади "буренки", когда до спасительной аптечки остается буквально один миллиметр, а адские создания точным ударом поднимают в воздух мощное тело бравого вояки, отбрасывая под копыта к своим сородичам, начинаешь жалеть о том, что Сэм - не машина, а танк. Ведь автомобили предусмотрительно оборудованы зеркалами заднего вида, а Сэм - нет. Приходится полагаться на удачу, лихорадочно передвигаясь между одержимыми тварями, проходя на миллиметр от их грозных рогов. Везет же четырехглазым гуманоидам! Чуть позже на сцену выходит огневая поддержка в виде подразделения вышагивающих роботизированных мутантов с лазерами и ракетницами, помогая домашнему скоту египтян завершить начатое дело... Нервы напрягаются как натянутые струны даже на легком уровне сложности, а на нормальном и сложном здесь творится такое, что словарный запас истощается, сходя на сплошную цепь нецензурных восклицаний. Черт, это стоит десятка пресных шутеров, наполнивших современный рынок игр! Такого, не поймите меня превратно, возбуждения, такого урагана эмоций я не испытывал, наверное, со времен первого знакомства со старичком Doom'ом.

    Оружейный арсенал Сэма не так велик - десяток пушек, ставших почти родными после многократного применения в аналогичных игрушках. Во-первых, это пистолет, представляющий угрозу лишь в комбинации с еще одним таким же. Далее по списку - одноствольный шотган, впоследствии заменяемый двустволкой - король близких расстояний; автомат Томпсона и шестиствольный вертолетный пулемет размером с теленка, с хрустом жрущие патроны, но такие действенные против стад монстров; базука, полезная для усмирения ожиревших боссов и гранатомет, великолепно выносящий сотни прущих напролом монстров; лазерная винтовка с дикой скорострельностью и впечатляющей убойной силой и BFG-подобная пушка, утянутая с башни какого-нибудь укрепленного форта или пиратского галеона, стреляющая огромными ядрами с гигантской площадью поражения. В качестве крайней меры можно рассматривать нож, не раз выручавший Сэма в трудную минуту, когда патроны на исходе, а гады все прут и прут.


    Особенности национального туризма.
    По предыдущим абзацам у вас могло сложиться впечатление, что уровни "Сэма" представляют собой некие огромные арены, плоские локации без намеков на архитектуру, под завязку набитые монстрами, в общем - эдакий "вооруженный файтинг". В каком-то отношении это так (насчет монстров), но дизайн карт заслуживает отдельных похвал. Сам Levelord, с удовольствием отыгравший в "Крутого Сэма", выражает бурные эмоции на "серьезном" веб-сайте, призывая игроков "загрузить эту крошку прямо сейчас" (речь идет о демонстрационной версии). Дизайн карт гениален, все боеприпасы и аптечки разложены исключительно в горячих точках уровней. И секреты - давненько нас не баловали такими "штучками"! Есть смысл исследовать этапы максимально внимательно, ведь за каждым поворотом нас ожидают не только разъяренные монстры, но и приятные сердцу бонусы, спрятанные в укромных местах и неприметных уголках. Порадовал и оригинальный подход ко всем "поверапам" - только подберешь что-нибудь полезное, как откуда ни возьмись появляется разгоряченная тусовка любителей свежего человеческого мяса. А сколько неожиданных моментов возникает в процессе прохождения - бывало, заприметишь небольшую комнату с призывно поблескивающим оздоровительным "сердечком", дающим сотню единиц здоровья, схватишь его и только почувствуешь небывалый прилив жизненных сил, как все входы и выходы закрываются невидимой рукой, гаснет свет, а из углов начинает ползти зловещий кроваво-красный или ядовитый зеленый туман. Из каждого угла выскакивает что-нибудь большое и костлявое и с трудом накопленная энергия весело бежит на убыль. Сэм не стесняется комментировать происходящее на экране, отпуская "дюковатые" шуточки по каждому поводу, насвистывая веселые мелодии, удивляясь слабости супостатов и прося больше действия. Неужели ему мало? Если вы привыкли к бездумному бегу сквозь линии вражеского огня, не останавливаясь ради отстрела гадов, то в этой игре вас ждет большой облом: большинство дверей открываются не по мановению переключателя и не по нажатию пробела, а лишь в случае истребления толпы монстров, пасущейся неподалеку. Никакой суеты и скачков по уровням - сначала зачищаем территорию А, и лишь потом двигаем в Б. Изредка приходится добывать волшебные ключи или нажимать на переключатели, но таких, с позволения сказать, загадок совсем мало. И никаких прыжков, гонок с лавой, затяжных ныряний (пара водоемов имеется, но проплыть через них совсем просто), раскачиваний на лианах или беготни от валящихся камней в стиле Лары Крофт/Индианы Джонса (впрочем, есть один камешек…). Чистое, ничем не замутненное действие!

    Сложность игры - это одна из ее блестящих визитных карточек. К выбору "своего" уровня не стоит подходить спустя рукава - от этого зависит то, как будет протекать ваше погружение в древний мир. Для начала хочу предупредить любителей минимальной сложности: не ставьте "Туриста", это не режим, а насмешка - ваше "здоровье" будет непрерывно регенерировать, превращая убийство Сэма в практически невыполнимое задание, что сводит на нет все удовольствие от процесса. Фактически это узаконенный чит, превращающий кровавое действие в развеселую прогулку - такой режим игры годится лишь для неторопливого любования на окрестности (название подобрано на удивление удачно). Легкий уровень бросает какой-никакой, но вызов, хотя и проходится без всяких проблем (разве что на "Пирамиде" задержитесь), а средний становится настоящим испытанием реакции и нервов. Здесь игра уже начинает превращаться в непрерывную цепочку сохранений-загрузок, вынуждая вас с умом тратить патроны и много-много двигаться. Садиться за следующие два уровня, не пробежав предварительно легкий или нормальный, разработчики не советуют. Сложно - не то слово, но если вы родились с мышкой в зубах и винтовкой за пазухой, то как-нибудь осилите и их, чтобы остаться один на один с бескомпромиссным последним уровнем сложности, спрятанным от тех, кто не прошел "крутой" режим. Я его так не прошел, поэтому о "секретной" сложности ничего сказать не могу, но ходят слухи, что Doom на Nightmare по сравнению с этим - развлечение для одноруких детей, отстающих в физическом и умственном развитии.

    Мультиплеер, несмотря на слова разработчиков о его полнейшей вторичности (о чем вы можете прочитать в нашем недавнем интервью), крайне порадовал. Давненько нас не баловали продуманным кооперативным режимом, если у вас есть сетка, обязательно попробуйте! Если паутина сети не успела покрыть ваше жилище, можете оценить режим "разделенного экрана" (split-screen). И это не опечатка - впервые на моей памяти экран коммерческого PC-шутера поделили на две (три, четыре) равные части, позволив каждому желающему опробовать сетевые режимы в действии. Правда, несмотря на кажущуюся простоту подключения двух/трех/четырех мышек к одному компьютеру (одну - в PS/2, остальные - в USB или COM-порты), заставить их работать непросто - ставьте патч, вышедший буквально на днях. Deathmatch поразил двумя вещами: своей скоростью (это надо видеть) и всего лишь одной доступной картой. Печально, но на этот режим у левел-дизайнеров попросту не хватило времени, так что приходится полагаться на "народное творчество" (кстати, на посвященной "Сэму" части портала 3DActionPlanet уже можно поживиться кучей творений фанатов). Если же вы с 3D-графикой "на ты", то можете попробовать себя на поприще уровнестроителя - в наличии имеется удобный редактор карт, моделей, оружия и текстур. А скоро нас засыпет поток модов и Total Conversion, работы над которыми вовсю кипят на фанатских сайтах игры.


    Крутому Сэму - крутой движок и локализацию.
    Напоследок жирным крестом отметим графическо-звуковую реализацию "Сэма". Движок игры выглядит на пятерку с плюсом, временами затыкая за пояс Q3/UT, радуя обилием спецэффектов и прекрасным освещением (пустыня на закате - это шедевр; слепящее полуденное солнце или спокойная вечера красота сделаны не хуже). А вода, а отражения, а эффекты прозрачности, а блики на камере... тут-то начинаешь понимать, куда тратятся мегагерцы и мегабайты своего железа! С моделями персонажей все обстоит несколько хитрее - хитрые хорваты придумали оригинальный способ решения проблемы с отображением гигантских толп монстров. Все модели состоят из очень небольшого количества полигонов, но на них натянуты высококачественные текстуры! Благодаря такой "находке режиссеров" "Сэм" не тормозит даже если вы встречаете на своем пути целую армию супостатов. В наличии имеются также и "правильные" тени, включить которые можно лишь из консоли или специального меню (вот они при больших скоплениях врага тормозят игру прилично). А звук, заточенный под EAX... это нечто! Срочно ищите качественную систему с сабвуфером, или втыкайте в уши наушники и ставьте громкость на максимум. Соседи разбегутся в панике! Музыка хороша, динамична, и меняется в зависимости от ситуации - спокойные мелодии "на ходу" превращаются в ударно-зажигательные ритмы, идеально вписывающиеся в тяжелый бой.

    Не менее достойно выполнена и локализация (складывается ощущение, что и "русского", и "английского" Сэма озвучивал один человек), причем для любителей оригинальных версий приготовлен сюрприз в виде полной английской версии Serious Sam, расположенной на все том же диске. Так что проблем с патчами/адд-онами не будет, и это радует.


    "Тупой шутер"?
    Пришла пора подвести итоги. Если вы любите добротные экшены, неравнодушны к играм вообще или просто не знаете, на что потратить вычислительную мощь недавно приобретенного суперкомпьютера, в срочном порядке отправляйтесь за диском, врубайте громкость на максимум и погружайтесь в мир древнего Египта. Таких Игр с большой буквы не так много, чтобы пропускать их за чередой бездарных "продолжений продолжений" и "адд-онов к патчам", оккупировавших многострадальный рынок компьютерных игр. Единственное, о чем можно пожалеть - это до обидного малое число уровней (сингл проходится за пару вечеров, а арена для deathmatch вообще одна), но не за горами продолжение, и смею надеяться, что не одно. Впрочем, кто-то презрительно назовет старину Сэма "тупой стрелялкой" и отправится играть в высокоинтеллектуальных The Sims или очередной RA-клон второй свежести. Он будет по-своему прав, но с такими людьми нам не по пути. Come get Sam!
     
  2. хех.... а по второму Сэму, есть чё сказать-то? а? и кстати, кто-нить знает весь список секретов? а то я как не бился, все найти не могу... (
     
  3. У меня видюха сказала "хрен вам" и приказала долго жить. Так ша Второй Сэм лежит гдет на пыльной полке, пылится...
     
  4. помню играл в него давным-давно...
    теперь даже желания в него играть не возникает...всё очень однообразно!
     
  5. Играл в него по сетухе ухххх вообще мясо весело у просто пипец замесы 2 не ахти