Персона и Тень

Тема в разделе "Психология и философия", создана пользователем Татьяна, 24 янв 2012.

  1. Набрела в сети на полезное.
    Предлагаю к ознакомлению:



    Психологическая практика
    …и страх

    Лишения и тяготы пути самопознания · 9 декабря 2008 г.

    Приятно видеть в комментариях заинтересованность читателей в практике. Чесать языками всегда проще, а разговаривая на философские темы, можно даже ощутить некоторую свою возвышенность над прочим серым миром. Но чем выше сам себе кажешься, тем больнее будет падать.

    Практика же, в отличие от умных бесед, редко бывает приятной и никогда не создает ощущения собственной исключительности — скорее наоборот, с каждым шагом ощущаешь себя все более обычным.

    В той или иной форме, в практике всегда присутствуют страх и душевная боль. Тут как в сказке: «В слезах и заключается лечение». Нельзя ничего изменить в своей жизни без того, чтобы не пройти через тяжелые переживания.

    С другой стороны, есть в практике и свой азарт. Попытка понять себя — это вызов, брошенный каждому, и принять его — значит ввязаться в очень интересную игру, которая наполняет жизнь совершенно новыми красками. Для этого нужна смелость и решимость, но почему бы и нет?

    Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится зависит лишь от его природы и от его судьбы. Наша судьба как людей — учиться, и идти к знанию следует так, как идут на войну. Со страхом, с уважением, с сознанием того, куда идут, и с абсолютной уверенностью в себе. Человек идет к знанию также, как идет на войну, — полностью пробужденный, полный страха и безусловной решимости.

    Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином. Бороться не сдаваясь, не жалуясь, не отступая. Человек знания — это тот, кто добросовестно и с верой переносит лишения и тяготы обучения. Тот, кто без спешки, но и без промедления отправился в полный опасностей путь, чтобы разгадать, насколько ему это удастся, тайны знания и силы. В его мире ничто не дается даром, а уж знание — и подавно.

    ДХ
    Задачей психологии принято считать решение проблем житейского или социального характера, но это только укоренившийся стереотип восприятия. Интересы психологии простираются гораздо шире и глубже. И с определенной точки зрения, психологию вообще можно считать современной мистерией.

    Но как это всегда происходило и со всеми прочими мистическими учениями, психологию чаще используют для забивания гвоздей, чем по прямому ее назначению — для пристального взгляда вовнутрь себя.

    В прошлой статье речь шла о Тени и Персоне — о двух полюсах, на которые раскалывается целостная личность, — и о том, что знакомство с Тенью — это самый первый шаг на пути самоисследования.

    Если проводить параллели, то можно сказать, что фрейдовский психоанализ — это и есть работа с Тенью. Но на этом весь психоанализ и заканчивается, а более глубокие вопросы так и остаются без ответа. Сам Фрейд только к концу своей жизни начал открыто признавать идею о том, что есть нечто большее, чем конфликт совести и сексуальный инстинкт. Тем кому интересно, рекомендую почитать его работу «Я и Оно» — она небольшая и довольно мутная, но в ней уже совсем другой Фрейд.

    С другой стороны, вся концепция Юнга построена вокруг принципа «индивидуации» — врожденного стремления души к обретению целостности и гармонии со всем миром. И этот путь индивидуации со всеми его вехами и символами описан Юнгом очень подробно. С психоанализа этот путь начинается, а заканчивается там, где больше нет никаких границ между внешним и внутренним, между личным и божественным, между сансарой и нирваной… И первый шаг на пути индивидуации — это знакомство и схватка с Тенью.

    Как это обычно и бывает, текст рождается в процессе его написания. Собирался я сразу написать о практике, о том, как именно происходит работа с Тенью, но вступление как-то затянулось, поэтому практику отложим до следующего раза (постараюсь успеть на этой неделе).

    А чтобы настроить вас на нужный лад, приведу еще одну цитату из того же источника, которая очень хорошо описывает то препятствие, которое ждет каждого, кто хочет взглянуть на темную сторону своей души:

    Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, а намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.

    Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают. Каждый шаг — это новая задача, и страх, который человек испытывает, растет безжалостно и неуклонно. И если человек дрогнет и обратится в бегство, то страх положит конец его поискам. Он никогда ничему не научится и не станет человеком знания.

    ДХ
    Ну, как? Вы все еще хотите познакомиться со своей Тенью?


    Олег Сатов, Архангельск, психолог




    Быть собой или изображать из себя
    Быть или казаться — как не перепутать · 2 декабря 2008 г.
    Продолжаем разговор о том, что это такое быть собой, и какие преграды стоят на пути к тому, чтобы стать собой. Только теперь посмотрим на эти вопросы глубже и более системно.

    Для этого нам придется погрузиться в дебри аналитической психологии Карла Густовича Юнга, который в рамках своей теории придумал замечательные образы для иллюстрации интересующей нас проблемы. Теория в целом сложная и запутанная, но я постараюсь все объяснять попроще.

    К слову. Существует заблуждение, что Юнг — это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.

    И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», — это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.

    Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг — это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.



    Архетипы
    Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.

    Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами. Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл. Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.

    Архетип — это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.

    То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип — это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.

    Юнг определил всего несколько архетипов — их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них — Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.

    Анима и Анимус — это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины — Анима, у женщины — Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.

    Анима — это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.

    Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы — это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.

    Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума — эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании — это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.

    В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она — связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.

    Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!

    Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода — это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.

    Точно такую же роль играет для женщины Анимус — определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной — это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.

    На этом все — переходим к сути. Главное, не забывайте — нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы — это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.



    Тень и Персона
    Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.

    Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.

    Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.

    Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.

    Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.

    Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.

    Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.

    Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей — каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.

    Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой. Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты — высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. — которые играют роль хорошей мины при плохой игре.

    То есть, Персона — это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.

    Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» — ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.

    Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое — обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть». К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы. Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.

    То же самое происходит и с обратной стороной души — Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.

    Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.

    Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.

    Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе. Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

    Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.

    Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.

    Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.

    Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.

    Олег Сатов, Архангельск, психолог


    Теорию мы вкратце рассмотрели, первый подготовительный шаг сделали, переходим теперь к самому интересному и самому важному — к получению практического опыта.

    Итак, для тех, кто сам еще этого не понял, — привыкайте к мысли, что тот негодяй, которого вы описывали, составляя списки хороших и плохих качеств, это и есть ВЫ. А тот идеальный образ из другой половины списка… им вы никогда не станете.

    Чем сильнее вы стремитесь быть идеальным, чем скорее убегаете от своей Тени, тем сильнее внутренний конфликт и тем меньше сил остается на то, чтобы по-настоящему проживать СВОЮ жизнь и наслаждаться ею. Тень говорит — «Сделай счастливым себя», Персона говорит — «Сделай счастливыми других». Чью сторону вы выбираете?

    Живя в обществе людей, так или иначе нужно соблюдать стратегический баланс — быть хорошим настолько, насколько это обеспечит социальный комфорт, быть плохим настолько, насколько это требуется для сохранения собственной независимости и покоя. Нельзя быть только хорошим и счастливым, нельзя быть только плохим и счастливым — однажды, необходимо будет понять, что ни того, ни другого просто не существует — есть только жизнь, в которой все взаимосвязанно и нет никаких четких границ.

    И чтобы ощутить размытость всяких границ, нужно увидеть отсутствие этих границ в самом себе. Увидеть, как хорошее перетекает в плохое, а плохое — в хорошее. Увидеть, как добра темная сторона и как зла светлая. Увидеть, как ум, опираясь на совершенно условные схемы, делит на части то, что разделить никак нельзя.

    Проблема и задача психологического развития не в том, чтобы сделать из себя идеального человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, а в том, чтобы со всей ясностью понять относительность всяких идеалов и анти-идеалов и позволить, наконец, себе быть собой, ничего из себя не изображая и ничего от себя не пряча.

    Займемся этим…



    Выслеживание тени
    Самое первое и самое важное, что нужно сделать, — это найти в себе проявления каждого из тех качеств, которые оказались в «плохом» списке. Делать это нужно терпеливо и неспеша, потому что затронутое вскользь воспоминание не даст того умопрочищающего эффекта, который нам нужен.

    По каждому пункту нужно вспомнить 3–5 ситуаций, где вы проявляли это качество со всей отчетливостью. Сначала попробуйте вспомнить сами, а потом, если есть у кого, можете спросить у других людей.

    Со стороны темную сторону видно лучше, ведь точно так же, как вас раздражают ни в чем не повинные люди, точно так же и вы раздражаете окружающих, не совершая ничего по вашему мнению предосудительного. Но если будете спрашивать, делайте это осторожно, а то психологическая практика может превратиться и в перебранку с членовредительством :-)

    Вот, для примера, список «плохих» качеств:

    Лживость
    Назойливость
    Капризность
    Глупость
    Властолюбие
    Берем первый пункт «Лживость» и ищем в своих воспоминаниях, где эта самая лживость проявлялась. Разумеется, искать нужно не какую-то абстрактную лживость, а то самое внутреннее переживание, которое вы назвали этим словом, составляя свой список. Для кого-то лживость — это беззастенчивое вранье в глаза, а кто-то будет подразумевать под этим неясное скользкое чувство избегания ответственности.

    Нужно все время помнить, что пункты списка — это ярлычки к переживаниям, а не сами переживания.

    Далеко не всегда получается вспомнить проявления того или иного качества с первого захода. Чем больше сил потрачено на подавление, тем лучше маскируется проявление этого качества и тем сложнее восстановить с ним связь. Та же «лживость» может проявляться на каждом шагу, но память просто не может сфокусироваться на том, что так долго подвергалось гонениям. Поэтому, если не получается что-то вспомнить сразу, нужно дать себе время (день, неделю, месяц — сколько потребуется).

    Ключевой момент в поиске таких воспоминаний состоит в том, чтобы найти все свои отвергнутые черты в своем же опыте — так, чтобы сформировалось четкое понимание того, что все эти «негативные» качества действительно есть в вас самих и вы их действительно регулярно проявляете.

    Вспоминать нужно до тех пор, пока не останется никаких сомнений, что соринка в чужом глазу — это отражение бревна в вашем. Лживость, глупость, капризность, властолюбие или что там еще оказалось в вашем списке — это ваша повседневность. Десять-двадцать-тридцать лет вы проявляете все эти качества и изо всех сил стараетесь убедить себя, что ничего подобного в вас нет. Но оно есть, и это нужно признать.

    Второй этап работы, который плавно вытекает из первого — это самонаблюдение. Сначала мы перебирали воспоминания, чтобы сориентироваться, где, как и в каких ситуациях может проявляться темная сторона, а теперь возвращаемся в сегодняшний день и ищем, как «негативные» качества проявляются сейчас.

    Это процесс растянутый во времени — начавшись однажды, он может вообще никогда не закончиться. Научиться быть внимательным к своим проявлениям — это очень полезный навык, который сильно облегчает дальнейшее развитие.

    Суть самонаблюдения состоит в том, чтобы продолжать вести привычный образ жизни, не пытаясь в нем специально что-либо изменить. Все что нужно — это по мере сил следить за тем, не всплывет ли само собой какое-то из качеств. Может это будет никому не нужное вранье (лживость), может вы заметите, что настойчиво пристаете к кому-то со своей ерундой (назойливость), может с умным видом сморозите такую чушь, что стыдно за себя станет (глупость) — и так далее.

    Нужно жить дальше, добавив к привычному потоку сознания дополнительный вектор — выслеживание в своем поведении теневых качеств. Именно этот процесс приносит в итоге осознание, необходимое для дальнейших перемен.

    И опять же, нужно понимать, что все это психологический, а не научный эксперимент. Результаты могут быть совершенно не такими, какими они представляются или их может не быть вовсе. Поэтому, лучше всего воспринимать все это, как игру, а не лечебную процедуру, прописанную врачом. Оставьте себе простор для творчества и всяких неожиданностей.



    Хорошая сторона плохих качеств
    За вытеснением негативных качеств стоит определенная логика, которая и делает их негативными. Однако эту логическую последовательность довольно легко разрушить и тем самым немного ослабить внутреннее напряжение.

    Например, лживость, может быть осознанной стратегической дезинформацией. Или, если речь идет о самообмане, то лживость выполняет роль предохранительного механизма, без которого психика могла бы пойти вразнос.

    Назойливость — настойчивость. Капризность — избирательность, чувствительность. хороший вкус. Глупость — готовность к новому и неизвестному. Властолюбие — амбициозность, социальное выживание. И так далее по вашему списку.

    А для тренировки можно вообще любые качества так трансформировать и затем проделать противоположное упражнение — рассмотреть плохую сторону всевозможных хороших качеств.

    В эту игру нужно играть постоянно, до тех пор, пока будете ловить себя на том, что какое-то качество кажется вам абсолютно хорошим или абсолютно плохим.

    Хорошим знаком будет, если внутри появится чувство неопределенности — неспособность однозначно рассудить, какое качество плохое, а какое хорошее. Из такого состояния уже гораздо проще позволить себе проявлять весь спектр своих душевных качеств.



    Дружба с Тенью
    После того, как заглянули в глаза своей Тени, главное не испугаться, а принимать все философски спокойно. Никто не идеален — у всех есть шкаф набитый костями, что ж… Жизнь продолжается.

    Теперь остается только принять Тень в свою жизнь — сознательно позволить проявляться тем качествам, которые раньше были под строгим запретом. Нужно перестать бояться быть нехорошим человеком. Подумайте — чем это вас так пугает? Чего вы так боитесь лишиться, если вы перестанете изображать из себя хорошего? Хотите ли вы всю жизнь прожить в этом страхе?

    Когда я проделывал все эти эксперименты на себе, я целенаправленно учился быть «плохим» человеком в соответствии со своим списком — учился материться, учился отказывать без объяснений, учился ставить свои интересы на первое место, учился требовать, учился проявлять агрессию.

    И эта работа продолжается до сих пор, хотя уже и не в такой формальной форме. Сейчас я чисто автоматически отслеживаю, свои реакции на других людей и прислушиваюсь к себе — не таится ли во мне еще что-то мне неизвестное. Также много ценных подсказок приходит от других людей, которые между делом могут подметить какую-то черту, которую в себе очень не хочется признавать.

    По каждому пункту из списка нужно найти те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться. Не нужно бояться того, что подъем на поверхность негативных черт сделает из вас какого-то злодея. Выраженную и пугающую негативность все эти черты имеют только потому, что находятся под запретом и проявляются вне сознательного контроля. Если же им найти приемлемый выход, то ничего страшного или остро отрицательного в них уже не останется.

    Какие-то из этих черт вам проявить будет проще, потому что вы всегда чувствовали, что вам хочется чего-то подобного, но все никак не хватало какого-то внутреннего разрешения. Так дайте его себе — если что, можете потом показать пальцем на меня.

    Другие качества проявить будет сложнее, поскольку они будут вас пугать. Тут себя чересчур насиловать не нужно, но когда ситуация сама вызреет таким образом, что проявление опасной черты будет уместно и полезно — напрягитесь и выпустите наружу то, что само просится. Приложить усилия, чтобы переступить через страх, все равно придется — но это и есть то действие, без которого перемены остаются только в уме.

    Так и происходит «узнавание себя», и вместе с ним снимается внутреннее напряжение из-за несоответствия каким-то рамкам. И отсюда же приходит доверие к самому себе — когда внутри больше нет темных углов, когда шкаф больше не гремит костями, восприятие жизни и поведение становится более цельным и уравновешенным. Когда больше не нужно рвать себя на части, жить становится проще.

    Комментарии к вашим спискам
    Спасибо всем, кто прислал свои списки. За исключением пары человек, общая недоработка — слишком длинные формулировки для душевных качеств. Я трижды обращал внимание на то, что пункты списка должны быть в одно-два слова — общие фразы в психологии просто не работают. Нужно бить в десятку, потому что все остальное — это уже промах.

    И еще один общий момент — не нужно путать профессиональные или житейские навыки с душевными качествами. Мы здесь говорим о свойствах души, а не об умениях — это совершенно разные плоскости. Быть «лучшим дворником страны» — это умение, быть «ответственным» — это душевное качество.

    В остальном, списки получились вполне нормальными, и насколько я понял, никто об их составлении не пожалел, поскольку уже в процессе выполнения этой подготовительной работы многое в голове проясняется само собой.

    Олег Сатов, Архангельск



    Схватка с Тенью —
    знакомство с собой

    Знать себя — значит быть уверенным в себе · 15 декабря 2008 г.
    Переходим к практическим процедурам, а чтобы не возвращаться к уже написанному, повторю в двух словах, о чем собственно речь.

    В процессе социальной адаптации часть черт и свойств личности человека отходит на задний план. Одни потому, что напрямую осуждаются родителями и обществом, другие — потому что просто не нашли себе должного применения в реальной жизни.

    Все это происходит, начиная с самого раннего детства, поэтому многие вытесненные черты становятся совершенно недоступны сознанию. Однако же по своему произволу они продолжают оказывать заметное влияние на повседневную жизнь человека.

    Набор этих подавленных черт у каждого индивидуальный — это зависит от множества факторов, поэтому на других людей оглядываться бессмысленно. Свою темную сторону нужно изучать индивидуально, без лишних обобщений.

    Теперь о том, почему подавление врожденных свойств личности — это плохо. Здесь будет уместна аналогия с паровым котлом, который может выдержать только ограниченное давление.

    Когда какое-то качество подавляется, давление в котле начинает подниматься и растет оно до тех пор, пока не срабатывает предохранительный клапан. Например, при подавлении агрессивности, рано или поздно наступает момент, когда человек реагирует неадекватно ситуации — скажем, бьет коллегу стулом по спине за то, что тот на него косо посмотрел.

    Возможен и другой исход. Если человек научился очень строго контролировать свои действия, котел может попросту взорваться, и тогда все та же агрессия выплескивается вовнутрь и вызывает соматическое заболевания. Подавленная агрессия, к слову, обычно вызывает заболевания желудка — гастриты или язву.

    То есть, держать взаперти то, что требует своего выхода, весьма опасно. Но есть еще и вторая проблема. Вытеснение свойств личности, которые постоянно рвутся наружу, отнимает массу сил. Мы этого не замечаем только потому, что за много лет привыкли к этой статье расходов, что считаем ее чем-то само собой разумеющимся. Однако это не так.

    Поднятие на поверхность подавленных черт приводит к огромному высвобождению энергии, которая затрачивалась на вытеснение и постоянный самоконтроль. Кроме того, вместе с возвратом вытесненного содержания, в общее энергетическое русло теперь впадают и все те ручейки, которые до этого повышали давление в котле. Сил в результате становится еще больше. А избавление от необходимости постоянно себя контролировать приводит к общему изменению душевного состояния — жить становится легче и проще.

    Ну и последний момент. Вместе с выходом на поверхность того, что раньше вызывало страх и стыд за самого себя, приходит и то, что называют уверенностью в себе. Уверенность в себе — это, по сути, целостное ЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ себя, без деления на черное и белое. — О чем мы тут и говорим.

    Кстати, обратите внимание, я говорю черта личности, а не черта характера. Это разные понятия, и путать их не нужно. Личность — это то, что в нас заложено природой, а характер — это то, во что личность превращается, под давлением внутренних и внешних обстоятельств. Мы сейчас говорим именно о чистых свойствах личности, а не о тех многочисленных гранях характера, которыми наша личность обросла.

    Таким образом, в каждом из нас есть свой Темный попутчик, свой мистер Хайд, свой Тайлер Дерден, и очень желательно найти в себе силы и мужества, чтобы поближе с ним познакомиться. А Тенью мы его зовем в соответствии с юнгианской традицией.



    Знакомство с Тенью
    Разумеется, Тень нельзя вытащить на поверхность сознания простым усилием мысли. Когда дело касается бессознательного содержания, приходится иметь дело только с косвенными его проявлениями. Тень нельзя увидеть и поймать, но ее можно выследить и подкараулить, когда она в следующий раз появится на свет. Такие вот шпионские страсти.

    Начнем с самого простого и очевидного, с той части Тени, которая ближе всего к сознанию и до которой можно добраться без особых усилий. Достаньте письменные принадлежности и составьте два списка «Что во мне хорошего» и «Что во мне плохого». Пишите быстро и честно, умничать и разводить философию здесь не нужно. Каждый пункт должен быть в два-три слова максимум.

    Для контроля вспомните несколько реальных примеров из жизни, когда вы ярко проявляли каждое из качеств. Это будет самый поверхностный уровень понимания.

    Теперь делаем следующий шаг и снова составляем два списка — «Каким я хочу быть» и «Каким я не хочу быть». В них подключаем фантазию и воспоминания о других людях. Это уже уровень ценностей — попытка нащупать тот индивидуальный шаблон, по которому у вас происходит деление людей на хороших и плохих.

    Эти списки должны выйти подлиннее. Думать над ними пока тоже не надо — просто записывать все, что приходит в голову. Здесь действует принцип мозгового штурма — количество важнее качества. Анализировать будем на следующем этапе.

    Теперь составляем третью пару списков. Назовем их «Хороший человек» и «Плохой человек». В них нужно обобщить те наборы качеств, которые были получены ранее. Посмотрите внимательно на уже готовые списки и попробуйте их проанализировать. Многие качества можно будет сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом.

    Сделайте это, но на этот раз уже не спешите и подходите к делу вдумчиво и терпеливо. В результате должен получиться этакий концентрат, два списка отборных ярких качеств, названных четко и ясно. Размытые невнятные формулировки здесь уже неуместны. Чем проще и короче слова, тем лучше. Не путайте психологический эксперимент с литературным творчеством.

    Таким образом мы прояснили сознательный пласт темной и светлой сторон своей души. Никаких больших открытий на этом этапе не происходит, это только подготовка и тренировка в том, чтобы называть вещи своими именами. Такое умение очень важно, поскольку за витиеватыми формулировками очень удобно прятаться от горькой правды, поэтому нужно лишить себя такой лазейки.

    Второй большой этап — это попытка нащупать неосознаваемую часть своей Тени. Это сложнее и опаснее для душевного равновесия, но в целом тоже пока ничего страшного.

    Вспомните человека из круга своих знакомых, который вызывает у вас резко негативные эмоции — раздражение, злость, обиду и т. п. Возможно это будет не один человек, возможно это будет герой какого-то литературного произведения (хотя живой человек, конечно, лучше). Главное, чтобы этот человек явно вызывал внутреннее отторжение, и чем сильнее тем лучше.

    Здесь дело в том, что подобная реакция на человека возникает исключительно в том случае, когда он открыто демонстрирует те качества личности, которые находятся у нас в глубоко вытесненном состоянии. Поэтому, внимательно наблюдая за таким вот раздражителем, мы как бы смотримся в зеркало и видим в нем свою темную сторону.

    Итак, берем этого злодея и снова составляем список. В него нужно вписать те самые качества, которые больше всего вас в нем раздражают. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову по памяти — конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге в список опять должен превратиться в концентрат из отточенныех четких формулировок.

    Если вспомнили несколько человек, пройдитесь по каждому и дополните общий список. А для контроля и остроты ощущений, посмотрите по телевизору пару трансляций Дома-2 — там есть практически все ярко выраженные качества души, и вы наверняка обнаружите пару тройку персонажей, до крайности вас раздражающих. Проверьте их по своему списку, и если нужно снова дополните его.

    Заканчиваем работу над этим списком, когда ничего нового уже в голову больше не приходит. Торопиться здесь не нужно. Черновой вариант можно составить за один присест, а потом просто дополнять этот список по мере необходимости. Может вспомнится кто-то из прошлого, может вспомните цепляющее вас качество у человека, которого вы в целом считаете хорошим. И так далее.

    Ну и последним штрихом, расставьте пункты вашего списка по порядку — от самого важного (самого плохого), к менее важным. В процессе дальнейшей работы порядок может меняться — это нормально.

    Еще один источник информации о своей Тени — это сновидения. Психика довольно чутко реагирует на подобные психологические эксперименты и обычно начинает подыгрывать. В сновидениях может появиться какой-то пугающий персонаж. Обычно он одного пола со сновидцем. Это и есть визуальное воплощение Тени, и его можно (и нужно) использовать точно так же, как живых людей-раздражителей — нужно задокументировать основные его качества и дополнить ими свой список.

    Отношения с Тенью в сновидениях отражают отношения с ней в сознательном состоянии. Если теневой образ в сновидении пугает, значит до осознания своей Тени еще далеко. Если же однажды, страх начнет меняться на что-то более конструктивное — например, любопытство или уважение — значит дело сдвинулось с мертвой точки, и процесс примирения с собой уже идет.

    Кроме того, Тень в сновидении может акцентировать внимание именно на тех качествах, которые были упущены или показались не особо важными, — тогда на эти качества нужно обратить особое внимание и внести в список соответствующие коррективы.

    Все это был только первичный сбор информации, так что не нужно тешить себя иллюзией, что составление списков само по себе что-либо изменит. Мы это уже обсуждали — для реальных перемен нужны конкретные действия. Так что основная работа еще впереди.

    Продолжение в следующей серии.

     
    3 пользователям это понравилось.
  2. Re: Я и Тень

    и это кому либо помогло?
     
  3. Re: Я и Тень

    Мне. Ответ достаточен?
     
  4. Re: Я и Тень

    да.
    буду ждать продолжения.
     
  5. Re: Я и Тень

    Татьяна,
    Танюшка, спасибо! Не знаю помогло ли, но заствило задуматься и пересмотреть свой взгляд на некоторые вещи.
     
Общение на MLove.ru