Сказки для взрослых детей

Тема в разделе "Психология и философия", создана пользователем Татьяна, 9 фев 2012.

  1. Сказки взрослых детей

    У всех нас были сказочные герои, на которых мы хотели бы быть похожими: царевны, королевичи, богатыри. Именно на сказках нас учили не только тому, «что такое хорошо», но и «что такое плохо», осуждая злую мачеху, Кощея, волка. У каждого из нас была своя сказка, и самые любимые мы помним до сих пор, рассказывая их уже своим детям. Но отдаем ли мы себе отчет в том, насколько сказки влияют на нашу жизнь? А ведь именно сказочные сюжеты мы разыгрываем в своей собственной жизни, часто не подозревая об этом.

    «Весь мир — театр…»

    Свою сказку вы начали писать в самом раннем детстве и закончили работу над «сценарием» не позднее чем в шесть лет. Именно это утверждает Эрик Берн, основатель целого направления в психотерапии, а именно сценарного анализа, описанного в книге «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры». Сценарий, по Берну, — это «план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».

    Жизненный сценарий каждого человека, конечно, индивидуален, но в общих чертах часто напоминает какую-то известную сказку или стихотворение. И ребенок выбирает в качестве сценария своей жизни сказку, становясь в ней одним из героев…

    Сценарии делятся на три типа. Выигрышные: сценарий «победителя », «принца». Проигрышные: «неудачника», или, как называет его Берн, «лягушки». Безвыигрышные: «середняка». Признак успешности — достижение определенной цели. Победители своих целей достигают, а неудачникам неизменно что-то мешает: то «другие», то «обстоятельства», а на самом деле они сами. В любой сказке мы можем найти все этитри роли. Например, в сказке о Колобке: Заяц, Волк, Медведь — это «середняки», Лиса — «победитель », а сам Колобок — простак-«неудачник».

    Сценарий начинает складываться уже от момента зачатия, которое считается даже более важным, чем момент рождения. Был ли ребенок желанным и запланированным? Или же он был зачат в любви, но «случайно»? Или он нужен был, чтобы получить лишние квадратные метры? Хотели ли родители зачать ребенка определенного пола? Все это будет влиять на его жизнь. Конечно, сценарии со счастливым концом более вероятны для детей, родители которых зачинали их в любви, не преследуя никаких «третьих» целей, у таких детей гораздо больше шансов стать «победителями». А вот дети, рожденные, чтобы удержать мужчину, уменьшить выплату за квартиру, рискуют получить сценарий «неудачника».

    В самом раннем возрасте, буквально с рождения, родители передают ребенку набор «посланий», на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти послания ничуть не совпадают с тем, что родители говорят ребенку, когда воспитывают его. Например, мать может говорить, что выпивать плохо, но при этом восхищенно рассказывать за праздничным столом жизненные анекдоты про дедушку, совершавшего в пьяном виде смешные поступки. Ребенок считывает эту информацию так: «Дед был молодцом! Чтобы стать молодцом, надо напиваться».

    С помощью набора родительских посланий ребенок делает много выводов о самом себе, о ближнем окружении и «других». Я сам «хороший» или «плохой»? Позиция «я — плохой» сразу ставит ребенка в позицию «неудачника», и только чудо способно помочь ему победить. Поэтому психологи настойчиво рекомендуют как можно больше хвалить ребенка, начиная в буквальном смысле с пеленок подчеркивать его успехи, силу, ловкость.

    Далее — поиск сюжета с соответствующим финалом. Ребенок уже знает, будет ли он «победителем» или «неудачником», как он должен относиться к другим людям и как будут относиться к нему. Рано или поздно (но не позднее 6-летнего возраста) он слышит историю про кого-то, похожего на него. В голове как будто раздается щелчок: «Это обо мне!» Эта история становится его сценарием, и всю жизнь он проведет, безошибочно отыскивая людей, подходящих на другие роли в его сценарии (так же как он подходит для их сценариев), и будет бессознательно выбирать те формы поведения, которые приблизят его к развязке. Именно так «Красные Шапочки» стремятся навстречу своим «волкам», бродя по опасным местам в одиночку, «лисы» дурят простодушных «волков» (как ни крути, а «волк» — почти всегда «неудачник»).

    Самостоятельно достаточно трудно понять, в какой именно постановке играем роль мы сами. Знать, какую роль и в какой сказке вы играете, очень важно, так как понятен финал, к которому вы движетесь. Если вы «Золушка», то вполне можно спокойно жить дальше, зная, что в конце ждет успех, но если вы «злая мачеха», то тут уже надо предпринимать попытки отказаться от сценария, чтобы не остаться ни с чем.

    Сказка о золотой рыбке

    Борис, муж Кати, в свои 40 лет был полностью под пятой у матери. Первый брак не сложился, и он ушел к маме. С Катей во втором браке он прожил несколько лет, и все эти годы для нее были омрачены постоянным контролем свекрови, ее придирками и нравоучениями. Не такая уж редкая история, правда? В конечном итоге Борис ушел от Кати опять к маме, оставив жену с сыном, которому был всего годик. Материально не помогал, и Катя была вынуждена тратить деньги, которые она лично откладывала на покупку собственной квартиры: до декрета она была преуспевающим финансистом. Через два года она официально развелась с Борисом, а еще через месяц он предстал перед ней «больной» и без работы, так что Катю даже кольнуло чувство вины. И вот тут-то и пришла ей на память сказка о золотой рыбке.

    Эпизод первый.
    В сказке: старуха пилила-пилила старика, и пошел он к морю рыбу ловить. Поймал золотую рыбку и попросил у нее новое корыто.
    В жизни: пинала-пинала старуха мамаша своего сына… Пошел он к начальнику с заявлением на увольнение: дескать — инфляция! Семью содержать невозможно! Повышай зарплату, иначе уволюсь! Начальник зарплату повысил...

    Эпизод второй.
    В сказке:
    хуже прежнего взбеленилась старуха, опять пошел старик к морю, и золотая рыбка исполнила его желание...</p>

    В жизни: хуже прежнего запилила мамаша бывшего мужа! Опять он пошел к начальнику с заявлением. И опять ему повысили зарплату...

    Эпизод третий.
    В сказке:
    старуха совсем с ума сошла... Опять старик к морю, но осерчала золотая рыбка и отняла все, что дала раньше.

    В жизни:
    мамаша-старуха по своему явному скудоумию уверилась в исключительности своего сынка и решила, что все, что он ни потребует на работе, тут же ему и предоставят! Главное — как следует потребовать! Утроила свои усилия и настояла, чтобы он еще раз попросил прибавки. И «старик» опять пошел шантажировать начальство заявлением на увольнение... Но осерчала золотая рыбка… то есть осерчал начальник и подписал заявление на увольнение!

    Сопоставив сказку и действительность, Катя призналась, что она никогда так раньше не смеялась. Работа у бывшего мужа была прекрасная: не умственная и не физическая (начальник смены в охранной фирме), со свободным графиком и хорошей зарплатой.

    Понятно, что в этой истории и Борис, и его мать, и начальник Бориса, и даже Катя играют в одной и той же сказке. Борис — тихий неудачник, во всем полагающийся на свою старуху мать. Он — орудие в ее руках. Старуха же в определенные моменты жизни кажется себе победительницей, но финал предрешен: «разбитое корыто». «Золотые рыбки» встречаются им на пути регулярно, но каждый раз, махнув хвостом, оставляют их ни с чем. Кстати, сама Катя — это тоже «золотая рыбка», умная, прекрасно зарабатывающая женщина, не выдержавшая растущего аппетита супруга и свекрови.

    Сказка про щенка​


    Иногда люди сами сочиняют сказки для своих детей, желая объяснить какую-то жизненную ситуацию. Тогда эти истории могут нести гораздо больший «сценарный» заряд, поскольку описывают самого ребенка и его близких. Именно у таких сказок больше шансов стать жизненным сценарием. И не всегда это хорошо.

    Машин муж уехал в длительную командировку, когда их дочке Любе было около года. Маша считала свою семью очень крепкой, мужа любила и уважала. Однако он стал писать и приезжать все реже. Как стало известно потом, завел себе любовницу, а когда вернулся, его отношения с Машей совсем разладились. Последовал развод. Надо сказать, что Маша в те годы, пока мужа не было рядом, рассказывала дочке, какой у них папа хороший и замечательный, они вместе записывали видеописьма и с нетерпением ждали его приезда. А когда папа приехал, он был совсем «чужой», что сильно огорчило девочку. Маша придумала для дочки вот какую сказку: «Жили-были хозяин и щенок. Пока щенок был маленький и смешной, хозяин с ним играл. А потом надоел. И хозяин собаку выкинул на помойку. Выбрасывая мусор, хозяин приносил ему косточку в бумажке. Гладил, спрашивал — мол, как ты тут? Не сильно мерзнешь? И шел в теплый дом. К новой породистой собачке».

    После того как в жизни Маши появился новый мужчина, ставший впоследствии ее мужем и тем, кого Люба зовет папой, у сказки появилось продолжение: «…один хороший человек шел мимо и увидел щенка. Он не стал думать о его породе и наградах, а просто взял к себе в дом, и жили они долго и счастливо — ходили гулять, вечером сидели на диване... Когда щеночек болел, этот человек его лечил. А когда человеку было грустно, собака подходила, клала ему голову на колени, и хозяину становилось теплее на душе. Может быть, они вместе еще нашли какого-нибудь котенка...»

    Что можно сказать про эту сказку? Она вполне могла стать жизненным сценарием Любы, и конец этой сказки не так однозначен. Хорошо, когда в сказке главный герой сильный и смелый и побеждает зло. А если он такой, как сказке про щенка? Щенок — бесправен и беззащитен. Он брошен. Он пассивен, совершенно не борец. Если щенок в конце концов найдет того, кто его «подберет», то это он должен будет ему носить тапки, лизать руки… А на поверку «добрый человек» может оказаться совсем не «добрым мужем», а, например, главой какой-нибудь секты... Более того, эта сказка рассказывается не «просто так», не читается как одна из случайного сборника сказок. Она придумана мамой с «большим смыслом». А по Берну — это прямой призыв (так сказать от подсознания к подсознанию): «Будь как Щенок!» Конечно, Маша ничего такого в виду не имела. Просто обида на мужа была сильна. Отсюда и эта сказочка. Пока Люба еще мала, конечно, непонятно, станет ли эта сказка ее жизненным сценарием. Первая «генеральная репетиция» пьесы осуществляется в подростковом возрасте, а разыгрывается уже во взрослом. Поэтому я порекомендовала Маше срочно отвести дочку к психотерапевту, если она поймет, что дочка ведет себя как Щенок.

    Кладовая сказок театра «Практика»Когда-то кукольный театр «Тень» буквально взорвал театральную Москву, предложив москвичам увлекательное семейное путешествие в мир волшебной сказки теневого театра. В театре «Практика» для привлечения публики всех возрастов задумана серия театральных проектов для детей. Первый спектакль из этой серии — «Сказка, которая не была написана». Авторы идеи Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов (ученики создателей театра «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума) написали современный вариант волшебной сказки, в которой зрители становятся одними из главных участников представления. Актеры вырезают силуэт принцессы из белой бумаги, а потом вместе со зрителями придумывают ей имя. Дети видят, как театр рождается у них на глазах: актеры, взявшие в руки кукол, прячутся за белым экраном и превращаются в сказочников, в кукольном лесу вспыхивает огонь, а потом принцесса вместе с рыцарем на коне отправляется в долгое путешествие. По пути они встречают русалок и леших, вместе с Золушкой и Спящей красавицей переживают множество приключений. А потом зрителям предлагают дописать финал сказки — прямо на программке, где есть чистый белый лист, то есть дети, их родители, бабушки и дедушки включаются в увлекательный творческий процесс.

    Значит, все предрешено?​


    Возможно, читателя уже посетила безрадостная мысль о том, что все предрешено, начиная с момента его зачатия, его родителями и принятым им в дошкольном возрасте решением-сценарием. А если так, то не стоит и бороться? Конечно же, стоит!

    Наша жизнь — это комбинация принятых давным-давно выигрышных, проигрышных и безопасных (безвыигрышных) решений. Можно иметь сценарий «победителя» в профессиональной сфере, «неудачника» в личной жизни и «безвыигрышного» в физической области. Например, отец из сказки «Красавица и чудовище» (или в русской интерпретации «Аленький цветочек») — «победитель» в профессиональном смысле (удачливый купец), «проигрывает» свою дочку.

    Самое важное — понять, что любой сценарий может быть изменен. Осознав свой сценарий, вы можете обнаружить области, в которых приняли проигрышные решения, и сознательно изменить их на выигрышные. Деление решений на выигрышные, безвыигрышные и проигрышные служит полезной информацией о нашем прошлом. Оно дает нам ценную путеводную карту для изменений в настоящем. Оно ни в коем случае не является окончательным приговором нашему будущему.

    Если вы постоянно наступаете на одни и те же «грабли», испытывая одно за другим разочарования в любви, меняя места работы, конфликтуя с окружающими, то, скорее всего, вы живете в своем не слишком удачном сценарии. Будьте готовы работать над собой, чтобы, отбросив «детские сказки», начать жить взрослой, самостоятельной жизнью вне сценариев!

    Меняем свою сказку​
    !

    Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите свою биографию так, как будто вы рассказываете сказку. Пишите о самых важных событиях своей жизни. Это первая часть сказки. Прочитайте написанное. Возможно, это вам напомнит какую-то известную сказку или историю, которую вы слышали давным-давно, в детстве? Если да, то чем заканчивается эта история для того, чью роль вы играете?

    Какова ваша роль в этой сказке? Является ли ваша роль главной или второстепенной? Это роль «неудачника», «победителя», а может быть, «середняка», не готового рисковать и просто живущего тихо и спокойно? Если вы решили, что это роль «неудачника», значит, вам надо ее менять. Подумайте, почему вашему герою сопутствуют поражения, что он делает не так? Вспомните типичные ситуации из жизни, когда вы поступали так, как этот герой. Подумайте, как нужно изменить свое поведение, чтобы действовать самостоятельно и успешно.

    Теперь снова возьмите ручку и бумагу и напишите продолжение сказки так, чтобы ваш герой вышел победителем. Важно, чтобы вы максимально позитивно описали сцену смерти главного героя. Согласитесь, что человек, умирающий в собственном богатом доме от старости в окружении любящих детей, внуков и правнуков, вероятнее всего, «победитель », проживший достойную жизнь. Как ни странно, но если вы видите то, какой должна быть сцена вашего «финала», то это помогает вам принимать в жизни такие решения, чтобы «финал» был именно таким. Перечитайте вашу «сказку». Если она написана так, чтобы вести вас к удаче, то вы испытаете чувство удовлетворения и покоя.

    Юлия Василькина (с)


    Выйти замуж за принца
    Надежда Навроцкая (с)

    Сценариев отношений на самом деле не так уж и много, практически все они отражены в известных нам сказках. Они читаются запоем в детстве, а затем сценарии воспроизводятся в зрелом возрасте, когда мы ищем и выбираем партнера. А какую сказку любили вы?

    РУСАЛОЧКА​


    Или на детях не женятся

    Жила-была девочка Русалочка. Девочка красивая, но совсем ребенок — самая младшая, невинная и наивная. Папа у девочки был водяной царь, холодный и постоянно занятый своими делами.
    Русалочка же с детства была изолированным ребенком. Ее мечтой была зрелость (классика по Фрейду: красные цветы на грядке у Русалочки), да такой же холодный, как ее отец-водяной, мраморный красивый мальчик.
    И вот этот момент настал. Русалочка сразу устремилась к живым людям, тому, чего ей так не хватало, — теплу. И увидела принца, который был так похож на мраморного мальчика. Русалочка совместила в нем идеальный образ холодного отца (которого ей напоминал мраморный мальчик) и живого теплого человека.
    Она спасает принца во время кораблекрушения. Но остается незамеченной. Она так сильно влюбляется в принца, что оставляет семью, теряет способность жить в воде, отдает самое лучшее, что у нее есть, — голос (читай — право голоса), претерпевает неимоверные муки, потому что для того, чтобы быть похожей на людей, которые окружают принца, ей нужны ноги, но каждый шаг доставляет ей мучения. Другими словами, Русалочка всеми возможными способами пытается заслужить любовь к себе, как это обычно делают дети. Принц, впечатленный ее невинностью, юностью и красотой, оставляет ее рядом с собой.
    Но он и не думает на ней жениться. Более того, он ее и как женщину-то не воспринимает. Он воспринимает ее милым прекрасным ребенком, которому хорошо высказаться, поплакаться, полюбоваться, но не более того. Идеальный вариант для изливания души — немая Русалочка.Но принц рано или поздно захотел жениться, что, собственно, и сделал. А Русалочка в день его свадьбы умерла. И стала дочерью воздуха. Ее не любили, когда она была дочерью воды, когда была дочерью людей. Полюбят ли ее, когда она станет дочерью воздуха? Возможно, как ребенка. Но не более того.

    ПЕРЫШКО ФИНИСТА — ЯСНОГО СОКОЛА

    Сказка о женатых мужчинах
    Начало этой сказки очень похоже на начало сказки о Красавице и Чудовище. Редко бывающий дома отец-купец, хозяйственная дочка с невысоким уровнем самооценки и притязаний. Мол, ей, Марьюшке, только перышко Финиста — Ясного сокола. Финист же изначально не подходил на роль мужа — целыми днями он где-то летал, лишь к ночи возвращаясь к Марьюшке. Всю ночь они «любились-миловались», а потом он снова улетал. Кто знает, может быть, он днем бывал у своей законной супруги.
    Но однажды ночью Финист не смог попасть к Марьюшке. Прощание, как говорится, было недолгим. Финист запросто улетел, наказав Марьюшке долго его искать и при этом жестоко мучиться. Когда же Марьюшка, перетерпев невероятные мучения, наконец нашла его, он жил себе со своей женой, даже не вспоминая про нее.
    Долго пришлось Марьюшке рыдать над спящим (читай — не чувствующим любви) Финистом, пока она его наконец не разбудила своими слезами. Недолго думая, Финист тут же уехал с Марьюшкой, бросив жену. Думаете, надолго? Сомневаюсь. Как только ему что-то не понравится, пойдет Марьюшка снова его искать за тридевять земель, пока не износит три железных колпака, три пары железных башмаков, не изломает три железных посоха. Замечательная история, не правда ли?

    КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

    Сказка о созависимых женщинах.
    Типичный сценарий созависимых женщин, имеющих, например, мужей-алкоголиков.
    С детства они прилагают максимум усилий, чтобы соответствовать требованиям родителей. Главная героиня сказки всегда была хозяйственной, любила отца, всячески ухаживала за ним. Родителей вряд ли можно назвать внимательными. В данной сказке отец был купцом, мало уделял внимания, только периодически, по возвращении, он мог приласкать дочь, но чаще отсутствовал (у многих созависимых женщин отцы — сами алкоголики, либо редко бывают дома, либо излишне агрессивные, периодически сменяющие гнев на милость).
    При этом притязания самих дочерей невысоки. Им не нужны дорогие подарки. Все, что им надо, — это чтобы отец когда-нибудь заметил их заботу и старания и испытал чувство вины за то, что он не уделял им внимания, любви.
    Главная героиня просит у отца вроде бы недорогой, но практически нереальный подарок — аленький цветочек. Отец несколько раз возвращается без цветочка, испытывая при этом чувство вины, что, собственно, и надо было его дочери. Но однажды отец привозит аленький цветочек, но должен отдать за это свою дочь Чудовищу. Так девочка выходит замуж. Теперь Чудовище испытывает вину за свою безобразность, которая пугает его невесту. Из-за того что однажды Красавица не вернулась, Чудовище погибает от горя. Это еще один ключевой момент в созависимых отношениях. Чудовище просто обязано умереть без своей спасительницы. Многие жены алкоголиков считают, что их мужья непременно умрут без них, поэтому живут с ними, наслаждаясь их чувством вины и той мыслью, что они спасают чью-то жизнь.<br /><br />Естественно, любовь героини спасает Чудовище, оно превращается в прекрасного принца, сказка заканчивается свадьбой. А после свадьбы ничего не изменится. Потому что героине необходимо, чтобы перед ней испытывали чувство вины и непременно умирали. Поэтому принц просто обязан периодически превращаться в чудовище (по сути — напиваться, и надолго), затем долго извиняться и угрожать, что немедленно умрет, если его бросят, а потом вновь превращаться в принца.

    БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ​


    «За гномов замуж не выходят»
    Жил-был король. Его жена умерла, и он женился во второй раз — на красивой, властной, деспотичной, но холодной женщине. У короля была дочка от первого брака. По мере того как девочка подрастала, мачеха все больше ненавидела ее. Король слушался свою жену во всем и, когда мачеха сказала, что девочка пропала в лесу, поверил на слово и не пытался ее искать.
    Таким образом, девочка осталась без любви отца, потому что его любовь завоевала мачеха своим сильным характером. У Белоснежки сформировалась основная потребность — быть авторитетной и сильной, чтобы завоевать своего отца. В последующем она ищет именно такие отношения — в которых она может быть умнее, сильнее его, выше мужчины по социальному положению. В то же время о ней должны заботиться подобно родному отцу. Для нее такими мужчинами стали гномы — забавные низкорослые существа, для которых прекрасная Белоснежка становится неким идолом, божеством. Она живет среди них, но гномы никогда не смогут заменить ей настоящего мужчину, с которым можно построить нормальные отношения. Поэтому логичным выходом из этой ситуации становится летаргический сон Белоснежки — она надолго засыпает, засыпает эмоционально, то есть перестает чувствовать любовь. Этакий своеобразный способ убежать от реальности, когда жизнь не может предложить того, что может соответствовать ожиданиям.
    Тем временем на Белоснежку регулярно приходят смотреть гномы, они любуются ею, но не могут разбудить (куда уж им… мы ждем принца). И вот наконец-то он появляется. Он поцеловал Белоснежку, и та сразу же ожила.


    ЗОЛУШКА​


    Без комментариев
    У Золушки практически не было детства. Так часто бывает в семьях с авторитарным стилем воспитания, когда девочку держат в черном теле с целью, чтобы она выросла «хорошим человеком», «хорошей хозяйкой», лишая детских радостей, заставляют много работать по дому, порой требуя невозможного. Часто при этом в семье есть младшие дети, которых балуют, сваливая все на старшую.
    Единственная потребность, которая может сформироваться у такого ребенка, — это богатая яркая жизнь, по сути беззаботное детство.
    Когда девочка подрастает, в роли феи ей зачастую являются либо мадам сутенер, которая легко вводит Золушку в заблуждение, обещая красивую жизнь, либо богатый жених, подыскивающий себе красивую и покорную прислугу.
    Надо заметить, что Золушка — существо изначально крайне доверчивое. С детства ей внушают, что она «должна» и тогда получит «то-то» (как правило, какой-то минимум). Этот минимум она получает, по этой причине верит людям безоглядно.
    Золушка идет на бал, видит красивую жизнь, волшебство превращений из замарашки в красавицу. Этого вполне достаточно. Затем она выходит замуж за принца, и сказка заканчивается. Увы, это не конец. Она привыкла, что чудеса происходят только тогда, когда выполняешь много черной работы. И выходит на новый виток спирали. Она будет все больше работать, чтобы получать минимум той красивой жизни, которую однажды увидела. Более того, она будет считать, что так должно быть. И так будет всегда.


    СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА​


    Сказка о старых девах и капризных женах
    Как правило, эта барышня с детства крайне избалована и всячески опекаема родителями. Они исключают из ее жизни все веретена — то есть все, что может привести к гибели, вместо того чтобы предупредить ребенка о том, что этот предмет может причинить вред. Вероятно, ее ограждали от отношений с противоположным полом, боясь ранней беременности, неудачного брака и т. п. Кроме того, возвращаясь очередной раз к классическому психоанализу, легко заметить, что веретено вполне сойдет за фаллический символ.
    К сожалению, только в сказке девушка может остаться красавицей спустя столетие. В реальности такая барышня рискует превратиться в старую деву.


    ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ​


    Сказка про требовательную свекровь
    Жил-был принц, и хотелось ему взять в жены принцессу, но только настоящую. Уж не знаю, каким способом пытался добраться принц до сущности принцесс, в общем, сам не знал, чего хотел.
    В итоге в ужасную дождливую погоду к нему прибрела принцесса, которая была мало похожа на принцессу, но уверяла, что она самая настоящая.
    «Ну, уж это мы узнаем!» — подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь.
    Все сразу становится на свои места. На самом деле это была навязчивая идея королевы — женить своего единственного сына (был ли он настоящим принцем?
    Королева не сомневалась — был) непременно на настоящей принцессе. Вернее, она вовсе не хотела, чтобы он женился, поэтому не дала ему никаких ориентиров, просто внушила, что он должен жениться непременно на «достойной». Но когда засовывала горошину под уйму пуховиков, была уверена, что девушка ее не почувствует.
    Ее расчеты не оправдались — девушка оказалась очень деликатной. Или очень хитрой. С другой стороны, задумаешься, чего от тебя хотят, когда укладывают на безумную гору пуховиков, а потом спрашивают, как спалось. А может быть, она просто съязвила, когда сказала, что спала на чем-то твердом. Тоже вариант.
    В любом случае ей «необычайно повезло». Она вышла замуж за принца. Жаль только, что принц всю жизнь будет слушать маму, а мама всю жизнь будет изощряться в издевательствах над его женой, чтобы доказать принцу, что он все-таки ошибся и женился не на настоящей принцессе.


    ДЮЙМОВОЧКА

    Это единственная европейская сказка, имеющая хороший продуктивный сценарий, даже можно сказать, поучительный.
    Дюймовочка сбежала от злой толстой жабы с ее противным пассивным сынком, который только и делал, что квакал, потому что ничего умного сказать не мог.
    Она не осталась и с жуком, постоянно тусовавшимся с разного рода насекомыми, мнение которых для жука было куда важнее, чем его собственная подруга. Жуков Дюймовочка не устраивала тем, что не была похожа на них.
    В итоге девочка улетела на ласточке в теплые края, где встретилась с королем эльфов. Другими словами, Дюймовочка нашла-таки свое. Наверное, это иногда случается.
    Мы бессознательно пытаемся найти того, кто похож на суженого из той, «нашей сказки», сужая тем самым границы своего выбора. Нередко получается так, что выбор партнера предопределяет и жизненный сценарий. В нашей памяти закрепляется: должно быть так, и никак иначе. Белоснежка должна найти приют только среди гномов, которые могут стать лишь братьями. Красавица может выйти замуж только за Чудовище и всю жизнь его жалеть. И как только Чудовище появляется на пути Красавицы, девушка начинает реализовывать любимую сказку.
    Однако большинство Чудовищ не то что не нуждаются в жалости, за них и замуж-то выходить противопоказано. Равно как и выходить замуж за принца с переборчивой мамой, подкладывающей горошины под перины невестки. Главное — вовремя заметить, что вы претворяете в жизнь грустную историю, знакомую с детства. Тогда и изменить концовку сказки вам будет под силу.
    Продолжение следует.




    Продолжение.
    Сказки — отражение опыта народов, в сказках коллективное бессознательное превращается в символы повторяющихся у каждого поколения ситуаций. Выбор партнера является одной из таких повторяющихся ситуаций.
    Сценариев отношений на самом деле не так уж и много, практически все они отражены в известных нам сказках. Эти сказки читаются запоем в детстве, а затем сценарии воспроизводятся в зрелом возрасте, когда мы ищем и выбираем партнера. Мы отождествляем себя с главной героиней любимой сказки, а потенциального жениха — с суженым героини, и, повзрослев, проживаем уже свою личную сказку в реальности. А какую сказку любили вы?

    …И О ПРИНЦАХ​


    Представляю вашему вниманию краткую типологию мужчин в соответствии с героями любимых нами сказок.
    Мой вам совет: если ваш избранник хотя бы отдаленно напоминает кого-либо из ниже перечисленных плодов неуемной фантазии классиков — не пугайтесь! С этим живут.


    Чебурашка​


    Этакое милое, несколько инфантильное и несуразное существо. Обнять и плакать — вот что хочется сделать, глядя на него. Он будет приглашать вас в гости на кофе с вашим кофейником, кофе, водой и сахаром. Кофе тоже будете варить вы, потому что он просто не умеет. Типичный маменькин сынок, но в этом не признается. Живет в отдельной телефонной будке, больше эту квартиру назвать нельзя никак. Познакомиться с ним можно только случайно: например, он окажется в вашей квартире и скажет, что у него тот же адрес, но в Ленинграде. Чебурахаться будет регулярно, потому что в силу несуразности постоянно за что-то цепляется, все на свете роняет и разбивает мамины любимые вазы на каждом шагу.
    Собственно, для реализации материнского инстинкта его вполне можно завести. Но учтите, вам постоянно нужно будет следить, чтобы он не залез в магазине в ящик с апельсинами и не был отправлен в Африку. Хотя… Это тоже выход.


    Щелкунчик​


    Когда-то был обожаемым всеми принцем — скорее всего, в детстве был милым красивым мальчиком, в котором души не чаяла мама, ее подруги и все девочки в классе. Вырос в уже далеко не красивенького и не хорошенького мальчика, но по-прежнему галантен с мамой и ее подругами, что, впрочем, и составляет образ его жизни.
    Как правило, его сватают умной доброй девочке, которая относится к нему с определенной долей жалости, всячески за ним ухаживает при малейшем у него приступе мигрени и сама себе воображает, что он непризнанный гений или рыцарь, не имеющий возможности проявить свои способности в столь нерыцарское время. Девочка всю жизнь ждет от него подвигов и прилагает все усилия, чтобы его расколдовать.
    Щелкунчик же очень удобно устраивается, периодически кормит девочку завтраками и жалуется на непонимание окружающими его гения. В реальности сказка заканчивается довольно банально — в принца он так и не превращается, зато девочка с успехом заменяет ему со временем маму.

    Карлсон​


    Еще один слегка невменяемый герой. Клинический случай закоренелого холостяка. Живет невесть где на крыше. С Малышом познакомился по несколько забавной причине: ему просто захотелось, чтобы кто-нибудь, когда он будет пролетать мимо, крикнул ему: «Привет, Карлсон!» — и помахал рукой. Потрясающее самовлюблен, но не злобный. У него все — лучшее в мире. Сам он — «красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил».
    Несомненно, Карлсоны — существа забавные, веселые и добродушные. Но если вы вдруг при общении со своим бойфрендом начнете чувствовать себя Малышом, то не удивляйтесь, если от вас потребуют быть родной матерью, исполнять малопонятные капризы больного воображения, а когда вам захочется пообщаться самим с Карлсоном — вам придется сидеть у окна и ждать. Потому что никогда не известно, когда его посетит желание к вам прилететь, и посетит ли вообще. Каждый его визит будет сопровождаться хаосом и разрухой, а если вы захотите навестить его сами, он скажет: «Ты будешь дорогим гостем… как-нибудь в другой раз», аргументируя это тем, что дома у него не убрано.
    А когда вы наконец захотите завести себе… ну, допустим, другого четвероногого друга, он обидится и скажет: «А как же я? Я ведь лучше собаки…» И улетит. Но когда-нибудь обязательно вернется. Ведь он самый лучший. И так будет всегда: он будет улетать и возвращаться. Улетать и возвращаться. Несмотря на то что у вас уже будет совсем другой друг.

    Мальчик-звезда​


    До безобразия галантный кавалер, который при более близком общении оказывается потрясающим эгоистом и нарциссом. Изначально производит крайне приятное впечатление джентльмена. Прекрасно маскируется, но недолго. Как только вы не согласитесь с ним в точке зрения, допустим, на то, есть ли жизнь на Марсе, сразу услышите все, что он о вас думает. Любое противоречие приводит к поучительному занудному монологу с вычурным словоблудием.
    Женщин за людей не считает, как, впрочем, и все человечество в целом. Спутницу жизни заводит, как правило, лишь для того, чтобы иметь удобную обслугу. При этом обслуга должна быть красива и умна. Но даже при самом идеальном раскладе жену будут обвинять в недостаточно хорошо накрахмаленных рубашках, однообразном питании (например, раз в месяц повторяющееся блюдо) и вообще в том, что «без шапки».
    Самолюбованием же будет заниматься при каждом удобном случае, поэтому зеркало в его квартире вы найдете даже в туалете. Если же вы вдруг хоть на секунду прекратите восхищаться его гениальностью, красотой и прочими уникальными качествами, будете немедленно разменяны на обслугу посмекалистее. Что, впрочем, будет однозначно полезно для вашего здоровья.


    Буратино​


    Типичный представитель пролетариата. Стремление к учебе и какому-либо мало-мальскому развитию отсутствует напрочь. Зато отлично развита коммерческая жилка — с раннего детства пытается продать азбуку, вырастить на Поле чудес денежное дерево — в общем быстро заработать деньги. Нередко в последующем именно по этим соображениям идет работать в милицию. Как правило, глумится над «гнилой интеллигенцией» вроде Пьеро, идеалистом Артемоном, раскулачивает карабасов-барабасов и всю жизнь ищет волшебный Золотой ключик, который ему даст все и сразу.
    Девчонок презирает, они же почему-то в нем души не чают. Рано выходят за Буратино замуж, а лет через пять оказывается, что Буратино вовсе не великий философ, а просто безграмотный сын папы Карло, и его поиски смысла жизни сводятся к тому, как бы прожить, особо не напрягаясь, даже не получая образования.
    Если после всего вам все еще нравится такая перспектива — заранее приготовьтесь жить с милым в шалаше, а вернее, без милого, потому что чаще он будет пропадать с Лисой Алисой и Котом Базилио в таверне в Стране Дураков.


    Винни-Пух​


    Если ваш избранник постоянно озабочен философским вопросом поиска халявы, он начинает искать ее с утра пораньше где-то в гостях, резонно думая, что поступает мудро, присмотритесь к его окружению. Вы увидите, что за ним следом все время короткими перебежками следует малозаметный друг, который очень заботится о благополучии вашего бойфренда. Дело в том, что Винни-Пух абсолютно не в состоянии существовать без Пятачка. Как, собственно, без хозяйственного Кролика, у которого всегда есть чем поживиться.
    Тут главное — не занять место этого самого Пятачка или Кролика, если вам вдруг придет в голову дикая идея отвадить друзей мужа. Винни-Пух без них все равно не выживет. Пятачок же, например, может играть положительную роль, охраняя Винни-Пуха от всевозможных «залетов», как то: вытаскивать из дыры-норы, когда тот застрянет в ней, бегать за ружьем, чтобы сбить шарик и т. д. Представьте, как будет чудно, если все это придется делать вам. Или, например, ваш дом станет для Винни-Пуха местом дармовой еды и прочих удовольствий. Вам это надо?!Поверьте, с периодическим разгильдяйством, любовью ходить по гостям вы все равно ничего не сделаете. Поэтому с этим проще смириться, чем бороться. Не стоит включаться в его сказку, наблюдайте за ней со стороны. Вспомните, Винни-Пух прислушался хоть к одному совету своих друзей? Нет, он слушает только свои опилки. Вот и успокойтесь. В конце концов, Винни-Пухи по крайней мере веселые и пушистые существа.

    САМОЕ ГЛАВНОЕ​


    Но мы славяне, а не европейцы, и в нашей истории не было утонченных томных принцев, способных только на то, чтобы случайно наткнуться на Спящую Красавицу. Не было у нас и малокровных безмолвных принцесс, мечтающих о бале как о высшем счастье женщины. У нас широкая русская душа. У нас были Иваны-дураки и Иваны-царевичи. Василисы Прекрасные и Елены Премудрые. Марьюшки и Аленушки. Вот он — наш опыт, которым надо пользоваться. Здоровая русская душа.
    Наши женщины делятся на два типа — царевны и нецаревны. Ради царевны совершаются подвиги — будь то Царевна-лягушка или Елена Прекрасная. Нецаревны — Марьюшки и сестрицы Аленушки — чаще жертвы, они сами проходят через множество препятствий и мучений, прежде чем выходят удачно замуж за всякого рода добрых молодцев. Помните, что к царевне предъявляются определенные требования. Невозможно быть царевной, будучи злобной, завистливой, неблагородной, склочной, глупой, мелочной и далее по тексту. Это уже не царевна, а какая-то купеческая дочь.
    Конечно, и царевна может умудриться выйти замуж за Ивана-дурака, но вряд ли это надолго. Потому что Иван-дурак или Емеля — это тот же Буратино (не зря нам так близка итальянская сказка Карло Коллоди про Пиноккио). Кстати, забавно, но это самый распространенный тип мужчины в нашей стране. К сожалению. Все то же желание, чтобы все было «по щучьему велению, по моему хотению» и чтобы при этом не было необходимости спускаться с теплой печи. В желании «все на халяву» с ним не сравнится даже Винни-Пух. Тот по крайней мере ножками ходит. И ведь что интересно — все эти Иваны-дураки умудряются жениться исключительно на царских дочерях. Этакая Золушка наоборот. Но ведь дурак как дураком был, так и останется, даже если трижды влезет в одно ухо Сивки-Бурки и вылезет из другого молодцем. Надолго ли хватит удальства при отсутствии потенциала?

    Иван-царевич​


    Существенно отличается от Ивана-дурака. Во-первых, он царевич. Как правило, достаточно образованный, материально обеспеченный, смелый, сильный и постоянно совершающий подвиги. Вспомните Царевну-лягушку. Благородство царевича было настолько велико, что он женился на той, в которую попал стрелой (трактуйте по Фрейду, исходя из тождества стрела = фаллический символ), несмотря на то что она была жабой. Относился к ней настолько терпимо, что она стала царевной. А потом, когда она, будучи царевной, ушла к Кощею, совершил для нее уйму подвигов, убив соперника. А Иван-царевич и Серый Волк? Сколько им пришлось совершить подвигов, чтобы завоевать Елену Прекрасную?

    Иван-дурак

    Основное и главное отличие: Иван-дурак ничего из себя не представляет, на то он и дурак, ничего для достижения цели не делает (а есть ли цель?), но имеет множество претензий — хочет жениться, и непременно на царевне.
    Иван-царевич обладает множеством достоинств, главные из которых — ум, благородство и стремление сворачивать горы для женщины.
    Мужчины, случайно прочитав эту статью (ну конечно, случайно — зачем им читать статью с таким названием), скажут, что у женщин слишком большие запросы. Но факт остается фактом: сказки — это коллективное бессознательное, и образы Ивана-царевича и Елены Премудрой существуют в глубинных слоях психики каждой из нас. Как, впрочем, и каждого из них. Все, что я сейчас сделала, — просто актуализировала эти образы. Хочется, чтобы наши женщины стремились быть царевнами и на меньшее отношение к ним, не соглашались. И на меньшее, чем отношение к ним царевича, — тоже.
     
    5 пользователям это понравилось.
  2. Как все ладно и складно у авторов расписано, именно поэтому - не верю :smile:
     
  3. Оба практикующие психологи.
     
  4. хотелось бы подытожить такими словами, как обычно в сказках говорят)
     
    1 человеку нравится это.
  5. О!А я как раз недавно токовала о несоответствии природной натуральности и выбранных себе ролей.Вот этот резонанс,когда кляча мнит себя породистой лошадью.Пример грубый,но по смыслу очень точный.
     
  6. )))))))

    Почитала с интересом!

    Вот всегда много где вижу себя и мужа, и где больше мне неясно...

    Но склоняюсь к тому, что он - Буратино, иногда маскирующийся под щелкунчика или чудовище). А я ж, - понятное дело - царевна-королевна! ))))))))
     
    2 пользователям это понравилось.